Содержание материала

Модели методов обучения

Всякий метод, в том числе и метод обучения, может быть рассмотрен на теоретическом уровне:

а) как проектируемая личностно модель деятельности, то есть идеальное представление о возможной и должной норме деятельности для достижения цели;

б) как представление о реализуемом проекте, то есть находящемся в действии или исполняемом.

Обе модели находятся в области сознания с той разницей, что в первом случае характеризуется субъект деятельности, то есть сознание индивида, в котором заложен проектируемый им для себя метод, а во втором – представление исследователя, его рефлексия на строение метода, проектируемого и реализуемого субъектом деятельности.

Любой метод как проектируемая субъектом модель его деятельности содержит:

а) знание о цели деятельности, одновременно являющееся знанием о результате деятельности. Без такой предварительной цели деятельность человека не может стать целенаправленной, то есть осознанным движением к цели, позволяющим контролировать соответствие каждого шага этого движения его общей цели;

б) знание о необходимом для достижения цели способе деятельности;

в) знание субъекта о необходимых и возможных средствах, поскольку деятельность всегда связана со средствами деятельности интеллектуального, практического или предметного характера. Средства и деятельность, ее способы влияют друг га друга: способ деятельности обусловливает минимально необходимые средства. Возможные вариации средств видоизменяют, корректируют способ деятельности;

г) знания об объекте деятельности, так как без объекта, идеального или материального, деятельность не бывает. Знание об объекте, его свойствах сопровождается в методе непременным знанием об изменениях объекта под влиянием деятельности, его преобразовании и, в той или иной степени, об этапах и механизме преобразования (13).

Метод в сознании деятельного субъекта

Метод в сознании деятельного субъекта схематически изображен на рисунке 1а.

Идеальная схема представления о методе

Рис. 1. Идеальная схема представления о методе: а) схематическое изображение метода в сознании деятельного субъекта; б) схема представления о методе без осознания его элементов деятельным субъектом

Во втором варианте представления о методе его идеальная схема может быть изображена несколько иначе (рис.1б). В этом варианте сохраняются те же элементы, но без акцента на осознания их субъектом. И поскольку речь идет о представлении метода в действии, то происходит расщепление цели на цель, предваряющую осуществление метода, и цель реализованную, которая бывает не тождественна цели в замысле, проекте. В элементе достигнутой цели реализуется смысл всех предшествующих четырех элементов всякого метода. Без соотнесения с тем, достигнута ли цель, метод не получает своего завершения, ибо если цель не достигнута, то метод не адекватен цели и, таким образом, не состоялся.

Стрелки показывают связи между элементами метода. Исключение любого из элементов делает невозможным и само функционирование метода. Это легко проверить, сопоставив любой метод с этой схемой. Но она действенна только вне деятельности с людьми.

Обучение, связанное с воздействием на человека (ученика), придает методу иной состав элементов, иную структуру.

Ввиду того, что процесс обучения представляет собой взаимодействие обучающегося и обучаемого, учителя (независимо от того, кто его представляет – человек или его замена: учебник, кинофильм, радиопередача и т.д.) и учеников, ни один из методов не осуществим вне осознанной, целенаправленной деятельности как учителя, так и учеников. Если ученики не ставят перед собой какой-либо цели, обусловленной заданием или деятельностью учителя, то цель обучения недостижима.