Взрывная сила боксераПонятием «силовые способности» начали широко пользоваться в последние десятилетия для конкретизации представлений о силовых возможностях или о силе как об одном из физических качеств спортсмена. В исследованиях обна­ружено, что различные типы силовых проявлений (например, в статических условиях, в продолжительном беге, в скоростно-силовых упражнениях) в спорте и вообще в двигательной деятельности нередко мало связаны или даже отрица­тельно коррелируют друг с другом (Ю. В. Верхошанский, 1970; В. М. Зациорский, 1970). Это и послужило поводом для дифференциации понятия «сила».

В качестве основных средств воспитания скоростно-силовых способностей применяют упражнения, характе­ризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений. Иначе говоря, для них типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором значительная сила проявляется в возможно меньшее время.

Скоростно-силовые способностиЦентральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых способностей — это проблема опти­мального сочетания в упражнениях скоростных и силовых харак­теристик движений. Трудности ее решения вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально.

Общая характеристика силыПонятие «сила» прежде всего физическое. В механике оно выражает меру взаимодействия тел, причину их движения. Поэтому в физическом смысле – как векторная величина – сила понимается в том случае, когда рассматривается количественная сторона взаимодействия человека, скажем, с опорой, снарядом или другим внешним объектом. Иными словами, в данном случае через силу оценивается результат движения, его рабочий эффект.

Средства воспитания силыСредствами воспитания силы являются физические упражнения с повышенным отягощением (сопротивлением), которые направленно стимулируют увеличение степени напряжения мышц (Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов, 2003). Такие средства называются силовыми. Они условно подразделяются на основные и дополнительные.

Методы воспитания силыАнализ научно-методической литературы за последние 40 лет показал, что в отечественной методологии физического воспитания и спорта нет единой, общепринятой классификации методов воспитания силы. При описании идентичных методов авторы нередко используют различную терминологию.