Главной целью обучения на занятиях физической культурой и спортом является овладение двигательными навыками. Двигательные навыки — это те двигательные действия, которыми человек овладел в результате обучения. Все произвольные движения (около 99% всех движений человека) являются двигательными навыками различной сложности. Двигательные навыки обладают свойством переноса.

Методы нравственного воспитания — это способы педагогического воздействия на личность спортсмена, его сознание, чувства и поведение. Они применяются тренером и коллективом для того, чтобы сформировать нравственные понятия, убеждения, чувства и привычки нравственного поведения.

Средства нравственного воспитания — это те виды деятельности, которые используются для решения задач нравственного воспитания. К ним обычно относят труд, учебу, игру, физическую культуру и спорт, общественную деятельность.

Ни один тренер не может обучать технике или тактике своего вида спорта вне определенной организации педагогического процесса и не влияя на мотивы, побуждающие спортсмена к спортивной деятельности.

Развитие высоких моральных качеств у высококлассных спортсменов имеет чрезвычайно большое значение в трудном деле их разносторонней подготовки, так как спорт высших достижений тесно связан с большой политикой и социальная общественно значимая его роль необычайно велика. Можно перечислить несколько показателей важности этой роли.

За последние 20 лет объем специальной работы у лидеров отечественного велосипедного спорта увеличился втрое. Это значительно повысило требования к изобретению новых форм коллективной организации и методов подготовки спортсменов высокой квалификации. Подготовка высококвалифицированного спортсмена — это прежде всего воспитание высокоорганизованного, морально зрелого и психологически стойкого бойца, нравственно здорового человека, обладающего высоким уровнем интеллектуального и волевого потенциала.

Современное состояние педагогики спорта характеризуется разноплановостью в подходах к разработке ее проблем. Для пе­дагогики спорта как новой области развития научных и практи­ческих знаний характерно проявление двух тенденций: первая связана с постоянным сужением предмета исследований; вторая отражает стремление ученых к объединению усилий, предпри­нимаемых в различных научных направлениях.