Проблема методов обучения – одна из кардинальных в дидактике. От ее правильного решения зависит эффективность всех функций обучения. Это и наиболее сложная его сторона. Традиционно принято считать, что методы – это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения. Каждый метод состоит из отдельных элементов, которые называют приемами (6; 13).
На первый взгляд все может показаться просто. Однако теория методов обучения на самом деле не может быть изложена сколько-нибудь полно без выяснения соотношения таких педагогических категорий, как "обучение", "воспитание", "целеполагание", "субъект обучения", педагогический результат" и др.
Одной из причин неполноценного решения проблемы методов обучения явилось как раз отсутствие последовательного ее рассмотрения в соотнесении с разными компонентами процесса обучения.
Какова же возможная логика исследования проблемы методов обучения на дидактическом уровне? Каковы пути движения к определению метода обучения и выделению самих методов?
Естественным началом является рассмотрение понятия метода вообще и его структуры, которая позволит установить определенные факторы метода.
Известно, что любой метод представляет собой построение деятельности и ее видов в такой последовательности и такими средствами (в зависимости от условий), которые непременно приводят к достижению полученной цели (28).
Эта цель осознается предварительно, ибо метод применяется только в случае целеполагающей деятельности человека. Но именно целеполагающий характер деятельности человека обусловливает отличие метода обучения, в котором ученик играет роль целеполагающего субъекта, от метода, направленного на объекты, не являющиеся субъектами деятельности.