Гимнастика — один из наиболее популярных видов спорта. Существует несколько видов гимнастики: спортивная гимнастика, художественная гимнастика, ритмическая гимнастика и т.д. Спортивная гимнастика (от греч. gymnastike, от gymnazo — упражняю, тренирую; по другой версии от древнегреческого слова «gymnos», то есть «голый», «обнаженный») — один из древнейших видов спорта, включающий в себя соревнования на различных гимнастических снарядах, а также в вольных упражнениях и опорных прыжках. Художественная гимнастика — вид спорта, выполнение под музыку различных гимнастических и танцевальных упражнений без предмета, а также с предметом (скакалка, обруч, мяч, булавы, лента). Ритмическая гимнастика — разновидность оздоровительной гимнастики. Важным элементом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Оздоровительные виды гимнастики предусматривают выполнение упражнений в режиме дня в виде упражнений утренней гимнастики, физкультуры, физкульт-минутки в учебных заведениях и на производстве. Гигиеническая гимнастика — используется для сохранения и укрепления здоровья, поддержания на высоком уровне физической и умственной работоспособности, общественной активности.
Техническая составляющая многих элементов в художественной гимнастике предполагает участие стоп.
Первые три зоны информационной модели гимнаста построены на физических (сила, ловкость, гибкость) и волевых (смелость) качествах, на работоспособности и морфологических особенностях. Причем мнения всех пятидесяти специалистов, принявших участие в анкетировании, хорошо согласованы.
Типологические свойства высшей нервной деятельности гимнастов оказывают весьма существенное влияние на проявление ими решительности и смелости при овладении гимнастическими упражнениями. Крайние "полюсы" этих свойств (сила и слабость, уравновешенность и неуравновешенность, подвижность и инертность) могут служить благоприятной и неблагоприятной почвой для проявления волевых качеств.
Рассмотрим более подробно процесс преодоления трудностей, требующих проявления решительности и смелости при обучении гимнастическим упражнениям. Анализ исследований, проведенных российскими учеными по этому вопросу, позволяет осмыслить различия в проявлении решительности и смелости исходя из особенностей положительных и отрицательных мотивов волевых действий.
Гимнастические упражнения чрезвычайно разнообразны по сложности отдельных элементов. Выполнение их связано с различными трудностями. Чтобы преодолеть эти трудности, гимнаст должен проявить решительность и смелость, целеустремленность, настойчивость, выдержку, самообладание, дисциплинированность и организованность и другие волевые качества.
Значение мотивов для формирования личности в процессе и в результате занятий спортом состоит в том, что установка человека, цель его деятельности, как это он себе представляет, во многом определяют воспитательный эффект занятий спортом.