После рассмотрения общих вопросов возникает принципиальная возможность исследования более частных вопросов рассматриваемой проблемы: конкретных путей реализации каждого метода и их вариантов; связи каждого метода с различными видами учебного материала; соотношения внутреннего содержания методов и их внешних проявлений в процессе обучения; взаимосвязи методов и путей их комбинирования в зависимости от конкретных целей; соотношения дидактических и частнопредметных методов обучения; соотношения метода и приема; принципов выбора методов и т.д.
В систему общедидактических методов обучения, обеспечивающую усвоение, по крайней мере, первых трех элементов содержания (рис. 4) входят следующие методы:
1) информационно-рецептивный метод;
2) репродуктивный метод;
3) метод проблемного изложения;
4) эвристический метод;
5) исследовательский метод.
Рис. 4. Способы и уровни усвоения содержания образования. 1, 2, 3, – элементы (виды содержания) и основные способы их усвоения (а, а, г)
Этот перечень методов дается с точки зрения их роли в постепенном усвоении соответствующих элементов содержания образования. Подчеркнем, что в данном перечне представлена не классификация методов, а сами дидактические методы в их системе, которые таким образом становятся объектом классификации. Они в свою очередь делятся на репродуктивные (первый и второй) и продуктивные (третий – пятый) методы. характер третьего, то есть проблемного изложения, двойствен, имеет переходное значение (1; 6; 13).
Данная система может быть рассмотрена и как классификация совокупности приемов ученика по усвоению содержания и совокупности организующих это усвоение приемов учителя. Эти совокупности рассматриваются во взаимозависимости, ибо только она обуславливает наличие обучения.
Однако данное членение, необходимое для целей исследования и практики, вовсе не означает, что каждый из методов в реальном процессе обучения проявляется только в чистом виде.