Как люди формируют отношение к спорту? Задумайтесь на мгновение о своем собственном отношении.
Вы можете вспомнить ранний положительный или отрицательный опыт, сформировавший ваше отношение. Возможно, вы сможете указать на членов семьи или учителей, которые оказали на вас сильное влияние. Вы занимались спортом, чтобы произвести впечатление на кого-то для вас привлекательного, а потом обнаружили, что вам очень нравится сам спорт? Вам даже может казаться, что вы относитесь к тому типу людей, которых спорт привлекает от природы. На самом же деле исследования связывают все эти факторы с развитием установок.
Личность, генетика и воспитание
Айзенк и др. (1982) предположили, что люди с высоким уровнем экстраверсии и психотизма, как правило, настроены на спорт. Это потому, что, по мнению таких теоретиков черт, как Айзенк, личность в первую очередь определяется генетикой. Мы ожидаем, что генетика может влиять на отношение.
Это не означает, что существует ген любви к спорту, но, если некоторые аспекты личности наследуются, мы можем унаследовать предрасположенность или вероятность развития определенного вида отношение. Хотя нет прямых доказательств, подтверждающих точку зрения Айзенка о том, что спорт привлекает определенные типы личности, есть некоторые свидетельства того, что генетика может предрасполагать нас к общему положительному или отрицательному отношению к спорту.
Уоллер и соавторы (Waller et al. 1990) обнаружили, что разлученные однояйцевые близнецы (генетически идентичные) имеют более схожие взгляды на различные темы, чем разлученные разнояйцевые близнецы (у которых 50% общих генов). Это исследование предполагает, что генетика играет определенную роль в воздействии на наше отношение.
Однако мы должны помнить, что существуют серьезные трудности в проведении исследований с разлученными близнецами: мы не знаем наверняка, с чем связано сходство между разлученными близнецами ‒ со сходством в генетике или же в окружающей среде.
Вероятно, что окружающая среда нашего детства, влияющая на наше отношение, более важна, чем наши гены. Одна из причин, по которой такой подход к установкам не пользуется популярностью в спортивной психологии, заключается в том, что он подразумевает, что установки в значительной степени предопределены, и поэтому мы мало что можем сделать, чтобы вмешаться и повлиять на формирующиеся установки людей.
На самом же деле, мы, взрослые, можем многое сделать, чтобы повлиять на отношение детей к спорту.
Обучение и воспитание предоставляют нам ряд методов, позволяющих сформировать у детей и подростков положительное отношение к спорту.
Социальное обучение
Как мы обсуждали, дети склонны наблюдать и копировать поведение своих образцов для подражания. Таким образом, дети, скорее всего, копируют отношение к спорту, которое они видят у своих родителей. Дети также получают мощное подкрепление в ответ на отношение, которое они выражают, с самого раннего возраста.
Социальное обучение может помочь объяснить как отношение к участию, так и к наблюдению. Мы можем легко представить сценарий, в котором мальчик наблюдает, как его отец внимательно смотрит футбольный матч и радуется, когда одна из команд забивает гол. Мальчик, скорее всего, будет копировать поведение отца. Также весьма вероятно, что отец отреагирует на это, похвалив мальчика и объяснив тонкости матча, тем самым подкрепив поведение. С использованием четырехступенчатой модели Бандуры, этот процесс показан на рис. 3.1.
Внимание
Сын наблюдает, как отец радуется во время просмотра футбола
↓
Удержание
Сын вспоминает реакцию отца на футбол
↓
Воспроизведение
Сын болеет на футбольном матче
↓
Подкрепление
Отец награждает сына вниманием и похвалой
Рис. 3.1. Социальное изучение отношения мальчика к футболу.
Вы можете подумать, что это «не политкорректный» пример: а как же отношение девочек к спорту? На самом деле это была преднамеренная уловка, чтобы заставить вас задуматься о том, что мальчики и девочки, юноши и девушки могут получать разный опыт обучения.
Представьте себе, что в сценарии на рис. 3.1 вместо сына вошла юная дочь футбольного болельщика и болела за футбол. Маловероятно, что она получит такое же положительное подкрепление, как и мальчик. По сравнению с мальчиками девочки, как правило, получают положительное подкрепление за пассивность, покорность, зависимость, эмоциональность, низкую агрессию и низкую потребность в достижениях (Cox, 1998). Эти влияния далеко не полезны для девочки. Кремер и Скалли (Kremer and Scully 1994) отметили, что внешне безобидные послания, связанные с полом, такие как «не пачкайся», могут напрямую влиять на понимание развивающимся ребенком своего пола и, таким образом, мешать формированию его отношения к спорту.
Несмотря на такого рода влияние, исследования не выявили каких-либо различий между отношением девочек и мальчиков к занятиям спортом. Например, в исследовании отношения английских школьников к спорту (Hagger el al. 1997) не было выявлено существенных различий между девочками и мальчиками ни по одной из субшкал ATPA.
Что важнее: победа или участие?
Теория социального научения полезна для понимания того, как мы приобретаем наше отношение к конкуренции. В последние несколько лет было много дискуссий по поводу отношения британцев к конкуренции.
- С одной стороны, было указано, что британцы могут быть менее мотивированы к победе, чем представители других культур, из-за философии, согласно которой важна не победа, а участие».
- С другой стороны, высказывалась обеспокоенность тем, что слишком большое внимание к соревнованиям мешает многим детям научиться получать удовольствие от спорта.
В одном из самых полных исследований отношения к спорту, отчете Miller Lite (Miller Brewing Company, 1983), было обнаружено, что 86% опрошенных американских родителей считают, что физическое воспитание слишком много внимания уделяет соревнованиям. Гервис (Gervis 1991) указал, что проблемы могут возникнуть, когда раннее обучение придает чрезмерное значение победе.
Это можно хотя бы частично понять с точки зрения теории социального научения. Если поощрение предусмотрено только для победителей, то по определению оно предусмотрено для половины участников командных игр и гораздо меньше в индивидуальных видах спорта.
Поскольку большинство участников детских соревнований не получают положительного подкрепления, маловероятно, что дети сохранят интерес к спорту.
В таблице 3.3 приведены примеры некоторых способов, с помощью которых учителя и тренеры могут использовать положительное подкрепление для поощрения положительного отношения к спорту у всех детей.
Таблица 3.3 ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ПОДКРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОТНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ К СПОРТУ
- Количество внимания, которое вы уделяете ребенку, может повлиять на его отношение к занятиям спортом. Тренируясь, уделяйте внимание и помощь всем детям, а не только избранным.
- Избегайте отделения более слабых учеников и изгнания их для занятий отдельно. Такое отсутствие внимания и поощрения накажет этих детей и помешает им сформировать положительное отношение к спорту.
- Поощряйте, когда это возможно. Люди будут чувствовать себя подкрепленными вниманием.
- Вознаграждайте усилия и личные достижения, а также более очевидные успехи. Замечание и признание того, что менее способный спортсмен овладевает базовым навыком, может повлиять на отношение этого человека к жизни.
- Наказывайте за отсутствие внимания и усилий, но никогда не наказывайте тех, кто усердно старается, за отсутствие у них способностей. Не забывайте, что то, что вы можете рассматривать как тренировочное упражнение, может быть воспринято детьми как наказание, т.е. предоставление менее приспособленным дополнительных тренировок.
Упражнение
Вспомните свой детский опыт занятий спортом.
- Получали ли вы обычно много положительного подкрепления?
- Как вы думаете, вы получили наибольшее поощрение за свои успехи или за ваше участие и усилия?
Непосредственный опыт
В дополнение к социальному обучению есть более простой способ, которым дети узнают свое отношение: связывая спорт с приятными или неприятными раздражителями и чувствами. Это обучение через ассоциации называется «классическим обусловливанием».
Если мы сможем увлечь детей ассоциировать спорт с позитивными эмоциональными состояниями, у них, скорее всего, разовьется позитивное отношение к спорту.
Одним из самых печальных последствий коммерциализации футбола в Британии является то, что на матчи ходит меньше детей. Возбуждение от просмотра футбольного матча вживую может обеспечить мощный позитивный опыт, поскольку ребенок учится связывать положительные эмоции от посещения матча с самим футболом. С большой вероятностью это придаст ребенку стойкое положительное отношение к футболу.
Без опыта посещения спортивных соревнований шансы детей приобрести прочное положительное отношение к спорту уменьшаются.
Другая сторона ассоциативной медали заключается в том, что если дети начинают ассоциировать спорт с неудачей, унижением или разочарованием, маловероятно, что у них разовьется положительное отношение.
Важно, чтобы учителя, тренеры и мы сами заботились о том, чтобы дать детям положительный опыт занятий спортом.
Это особенно важно, поскольку психологи склонны считать, что установки, приобретенные на основе непосредственного опыта, изменить труднее всего.
Ущерб, нанесенный плохим тренером в первые годы занятий ребенка спортом, вряд ли будет устранен.
Как дети относятся к спорту?
Учитывая акцент в этой главе на вреде, который может быть нанесен детскому отношению из-за плохого обучения и тренировок, стоит сказать, что в целом исследования показали, что дети очень позитивно относятся к спорту.
В исследовании Хаггер и соавт. (Hagger et al. 1997) опросили 45 случайно выбранных английских детей в возрасте 9–11 лет на предмет их отношения к спорту и обнаружили, что в подавляющем большинстве случаев они положительно относятся к спорту. Авторы этого исследования обнаружили также, что дети с менее позитивным отношением, как правило, меньше занимаются спортом, что подчеркивает важность формирования у детей позитивного отношения к спорту.
Мэтт Джарвис. Спортивная психология.