Теория социального научения в спорте

Теория социального научения обеспечивает, по крайней мере, частичное объяснение индивидуальных различий в установках, агрессии и мотивации.

Применительно к спорту заслуживают рассмотрения два приложения социального научения:

  • объяснение того, как мы усваиваем модели поведения, связанного со спортом,
  • объяснение того, как мы приобретаем любовь к спорту.

Модели спортивного поведения

Для психологов социального научения личность ‒ это не то, с чем мы рождаемся, а набор заученных моделей поведения. Некоторые из этих выученных моделей поведения могут быть весьма специфичны для спорта.

Ранее мы рассмотрели, как можно объяснить, почему некоторые люди проявляют очень агрессивное поведение во время занятий спортом, хотя в других ситуациях они не кажутся агрессивными.

Теория социального обучения могла бы объяснить это с точки зрения индивидуального обучения тому, что спортивная агрессия является правильной реакцией на ситуацию в матче или поединке. Это может означать, что они каким-то образом получили подкрепление за свои агрессивные действия в прошлом: забили гол, заслужили похлопывание по спине от тренера или фразу «это мой парень» от отца после агрессивного действия.

С использованием модели социального научения Бандуры, это может быть представлено следующей последовательностью:

  1. Внимание: ребенок стал свидетелем очень агрессивного отбора мяча во время просмотра футбола по телевизору.
  2. Сохранение: знания об агрессивном отборе сохраняются в памяти.
  3. Репродукция: в следующий раз, когда ребенок играет в футбол, он копирует технику агрессивного отбора мяча.
  4. Подкрепление: если агрессивный прием получает подкрепление (например, предотвращение опасности у своих ворот, гол в ворота соперника, похвала от тренера и т. д.), он, скорее всего, станет обычным поведением ребенка.

В качестве альтернативы может быть, что человек был свидетелем того, как спортсмен вел себя агрессивно во время игры, и видел, как он извлекает выгоду из спортивной агрессии. Это будет примером косвенного подкрепления.

Спортсмены как образец для подражания

Важным следствием того факта, что дети склонны копировать спортивное поведение взрослых, является то, что любой спортсмен в глазах общественности является образцом для подражания для детей.

Учитывая, что подавляющее большинство спортсменов ведут себя превосходно и регулярно демонстрируют молодежи важность тяжелой работы, настойчивости, сотрудничества и «спортивного» отношения, мир спорта может коллективно похлопать себя по плечу и признать, что они, вероятно, вносят значительный вклад в здоровое развитие молодежи. Некоторые спортсмены, такие как Джонатан Эдвардс, Крис Акабуси, Александр Овечкин подают особенно хорошие образцы для подражания, посещая местные школы и проводя тренировки.

Другая сторона медали заключается в том, что с точки зрения теории социального научения важно, чтобы плохое поведение известных спортсменов наказывалось. Если замечено, что общественные деятели в спорте ведут себя ненадлежащим образом и извлекают из этого выгоду, дети могут получить косвенное подкрепление и копировать ненадлежащее поведение.

теория социального научения в детском спорте

Приобретение любви к спорту

Один очень очевидный вопрос, который, вероятно, недостаточно задавали спортивные психологи:

«Почему мы вообще так одержимы спортом?»

С точки зрения черт, Айзенк и др. (1982) предположили, что людей определенного типа личности естественным образом привлекает спорт. Однако теория социального научения может дать, возможно, лучшее объяснение, хотя сама по себе она не может быть полным ответом.

Дети с самого раннего возраста получают положительное подкрепление, если проявляют интерес и талант к спорту. Мы также получаем косвенное подкрепление каждый раз, когда видим, как спортсмен побеждает, и наслаждаемся преимуществами победы.

Нам как родителям и тренерам важно помнить, что если мы хотим, чтобы молодые люди полюбили спорт, мы должны предоставить им множество положительных спортивных впечатлений.

Если же учителя поощряют только немногих талантливых детей, мы не должны удивляться, когда те дети, которых игнорировали, не развивают то, что мы могли бы назвать здоровой любовью к спорту.

Оценка теории социального научения

Мало кто сомневается в том, что, даже если на нашу личность в некоторой степени влияет генетика, как считают теоретики черт личности, на наши модели поведения также сильно влияет опыт обучения в детстве.

С точки зрения спортивного психолога, у теории социального научения есть одно огромное преимущество.

В отличие от подходов, основанных на чертах личности и ​​взаимодействиях, теория социального научения рассматривает личность спортсмена как поддающуюся изменению.

Это означает, что мы можем вмешиваться и формировать модели спортивного поведения у тех, кто занимается спортом. Мы также можем использовать спорт как средство общения, чтобы помочь здоровому психологическому развитию детей.

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.