Отношение человека к кому- или чему-либо основано на установке. В свою очередь, установка ‒ это «постоянная оценка, положительная или отрицательная, людей, объектов и идей».
Из этого определения следует, что а) отношение долговечно; б) установки включают в себя вынесение суждений. Пеннингтон (1986) различал два подхода к пониманию установок:
- Функциональный подход рассматривает, почему у нас есть установки и как принятие конкретных установок может быть нам полезным.
- Структурный подход рассматривает, какие различные факторы формируют установки.
Функциональный подход
Смит и др. (1964) предположил, что наличие установок служит трем основным психологическим целям:
- адаптивной функции;
- функции знания;
- функции защиты эго.
Адаптивная функция установок включает в себя полезность определенных установок для достижения наших целей. Например, один из способов, с помощью которого мы, будучи молодыми людьми, можем «влиться» в желаемую толпу, ‒ это разделить их интерес к спорту в целом или к конкретному виду спорта.
Это не означает, что люди регулярно и цинично меняют свое отношение, чтобы добиться благосклонности (хотя некоторые люди могут делать это время от времени). Более вероятно, что, сами того не осознавая, на наши установки влияет знание того, сколько пользы или вреда они могут нам принести.
Познавательная функция установок относится к тому факту, что наличие установок делает мир более простым и предсказуемым. Мы можем сэкономить «ментальную энергию», которую в противном случае пришлось бы тратить на анализ каждого человека и ситуации, с которыми мы сталкиваемся.
Например, у нас может быть универсальное положительное отношение к спорту, независимо от характера различных видов спорта и условий, в которых они происходят. Такое отношение затем освобождает нас от сложных моральных суждений о таких деталях, как безопасность, политика и т. д.
Эго-защитная функция установок касается того факта, что мы можем принять установки, помогающие защитить себя от трудных или болезненных эмоций и чувств. Например, дети могут защитить себя от чувства унижения, которое они испытали на уроке физкультуры тем, что с этого момента начинают иметь резко негативное отношение ко всем видам спорта. Люди, чья гордость пострадала после поражения в спорте, могут занять оборонительную позицию: «Меня это не беспокоит, меня все равно тошнит от баскетбола…».
Учителям, тренерам и родителям важно понимать, как именно люди используют установки, чтобы чувствовать себя лучше. Мы не должны воспринимать кого-то слишком серьезно, если он говорит, что бросает спорт после плохой игры. Если же после неудачного опыта у игрока появляется устойчивое негативное отношение к спорту, мы можем вмешаться, чтобы изменить это отношение.
Структурный подход
Этот подход рассматривает различные компоненты, составляющие наше отношение. Принято считать, что в наших установках есть три аспекта:
- Когнитивный аспект ‒ когнитивное измерение отношений касается наших убеждений.
- Аффективный аспект ‒ аффективное измерение установок касается наших чувств (в психологии термин «аффективный» означает эмоциональный).
- Поведенческий аспект ‒ касается наших действий.
Применение структурного подхода в спорте
Стереотипы ‒ это убеждения, которые преувеличивают сходство всех членов группы и преуменьшают различия между членами группы.
Наши убеждения часто стереотипны. Например, у нас могут быть стереотипные взгляды на тех, кто предпочитает определенные виды спорта. Мы можем ошибочно полагать, что все игроки в регби слишком много пьют или что все футбольные болельщики склонны к насилию. Мы также придерживаемся убеждений о пользе физических упражнений и спорта. Такие убеждения, вероятно, окажут сильное влияние на наше поведение в спорте и фитнесе.
Наше отношение к спорту, по крайней мере частично, является результатом наших убеждений. Например, если мы верим, что игроки в регби всегда грубы или что все футбольные болельщики склонны к насилию, мы, скорее всего, будем чувствовать отвращение или страх перед ними. Мы также, вероятно, испытываем сильные чувства к фитнесу и спорту в целом, а также к конкретным видам спорта.
Исследования показали, что количество и тип информации о виде спорта, которую мы даем учащимся, может повлиять на их отношение к этому виду спорта.
В целом, чем больше мы знаем о спорте, тем более позитивно мы к нему относимся.
Теодоракис (1992) обнаружил, что, повышая уровень технической информации, предоставляемой студентам на курсах катания на лыжах, можно заставить студентов чувствовать себя более позитивно в отношении катания на лыжах.
Упражнение
Бокс – это вид спорта, к которому большинство из нас относится или положительно, или отрицательно. Подумайте о собственном отношении к боксу.
- Определите когнитивный компонент вашего отношения, то есть каких убеждений вы придерживаетесь в отношении бокса?
- Определите аффективный компонент вашего отношения, то есть как вы относитесь к боксу?
- Определите поведенческий компонент вашего отношения, например, вы боксируете или смотрите бокс?
- Насколько хорошо сочетаются друг с другом когнитивные, аффективные и поведенческие компоненты вашего отношения?
Мэтт Джарвис. Спортивная психология.