установки и поведение относительно спорта

Как определил Гилл (1986), в спортивной психологии нас интересуют не столько установки сами по себе, сколько их влияние на поведение, касающегося спорта.

Поэтому очень важным вопросом является определение степени, в которой отношение к чему-либо (установки) могут быть использованы для предсказания поведения.

Отношение и поведение

Ранние психологические исследования, казалось, показывали, что существует небольшая связь между установками и поведением, но в настоящее время считается, что установки могут эффективно предсказывать поведение, при условии, что у нас также есть определенная другая информация.

Хаггер c соавторами (Hagger et al. 1997) выявили значительную разницу между отношением к спорту детей, классифицированных как высокоактивные и низкоактивные, что подтверждает идею о тесной взаимосвязи между отношением и поведением.

Ицек Айзен и Мартин Фишбейн (Ajzen and Fishbein 1975, 1980) разработали модель связи между установками и поведением, которая оказалась популярной в спортивной психологии. Этой моделью является так называемая теория обоснованных действий (Theory of Reasoned Action ‒ TRA). Простая версия TRA показана на рис. 3.2 и используется для объяснения участия в спорте.

Теория обоснованных действий (TRA) и участие в спорте

Рис. 3.2. Применение теории обоснованных действий к объяснению участия в спорте.

В TRA два фактора определяют намерение человека заниматься спортом: его общее отношение к спорту и то, насколько социально желательным он считает спорт. Поэтому, прежде чем мы даже собираемся заниматься спортом, нам нужно иметь положительные чувства и убеждения в отношении спорта, и нам нужно рассматривать спорт как социально желательную деятельность.

Конечно, намерение участвовать не обязательно приводит к участию: могут помешать другие обстоятельства. Например, мы можем быть очень заняты или страдать от повторяющейся травмы.

Оценка TRA

Обычно спортивные психологи считают, что теория обоснованных действий дает отличное объяснение того, когда отношение к спорту будет предсказывать спортивное поведение.

Гилл (Gill 1986) попросил студентов опросить 68 человек об их отношении к бегу трусцой. Затем участников спросили, сколько раз в неделю они бегают трусцой (в качестве меры поведения). Была выявлена умеренная связь (r=0,44) между отношением к бегу трусцой и частотой занятий бегом. Однако, как предсказывает TRA, выявлена более сильная корреляция (r=0,81) между намерением бегать и частотой пробежки. Теодоракис (Theodorakis 1992) также подтвердил, что, как и предсказывалось теорией обоснованных действий, наряду с общим отношением к спорту социальные факторы были особенно важны в определении участия детей в спорте.

Из множества исследований связи между установками и поведением в спорте можно извлечь два основных урока:

  • Во-первых, если мы хотим точно предсказать участие людей в спорте, нам нужно знать не только их общее отношение к спорту, но и их восприятие того, насколько спорт желателен в обществе, и любые обстоятельства, которые могут помешать им заниматься.
  • Во-вторых, если мы хотим усилить намерение людей заниматься спортом, нам нужно ориентироваться как на общее отношение людей к спорту, так и на их восприятие социальной желательности спорта.

Упражнение

  1. Какие факторы, по вашему мнению, могут повлиять на то, насколько социально желательным выглядит спорт для человека?
  2. Каким образом, по вашему мнению, мы можем сделать спорт более социально привлекательным для человека?

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.