Содержание материала

Методы математической статистики

Результаты тестирования обрабатывались методами математической статистики (Б. А. Ашмарин, 1978; П. П. Тиссен., С. С. Коровин, Г. В. Стародубцев, 2000).

Вычислялись следующие величины: Х – среднее арифметическое значение результатов тестирования, s – показатель среднеквадратического отклонения соответствующего среднеарифметического значения Х, показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений (t-критерий Стьюдента) и a – уровень значимости статистической достоверности.

Среднее арифметическое значение результатов контрольных испытаний определяется по формуле:

 Методы математической статистики - среднее арифметическое значение

где в числителе – сумма результатов измерений,
n – количество участников испытаний.

Среднее квадратичное отклонение s характеризует степень отклонения полученных результатов от среднего арифметического значения и определяется по формуле:

 Среднее квадратичное отклонение

где в числителе – сумма квадратов разности отклонения каждого результата от величины среднего арифметического значения.

В научных исследованиях в сфере физической культуры важно установить: существенны ли статистические различия в физической, тактической или технической подготовленности у спортсменов и школьников под влиянием учебно-тренировочных занятий. Для этих целей используется показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений на основе t-критерия Стьюдента, который вычисляется по формуле:

 t-критерий Стьюдента

где Х1 и Х2 – средние арифметические значения результатов тестирования в начале и в конце педагогического эксперимента в одной группе учащихся или в двух – экспериментальной и контрольной;

?1 и ?2 – показатели среднеквадратических отклонений соответствующих среднеарифметических значений Х1 и Х2;

n1 и n2 – количество участников контрольных испытаний в группах.

В исследованиях в сфере физической культуры и спорта статистически достоверными являются различия среднеарифметических показателей при 1% (0,01) и 5% (0,05) уровнях значимости ?.

См.: Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов

www.fizkulturaisport.ru