Проявление и развитие воли спортсмена причинно обусловлено объективными условиями его деятельности, особенно теми, которые связаны с преодолением трудностей. Это общее положение имеет исключительно важное значение для теоретического и практического решения вопроса о волевой подготовке волейболистов.
Первая трудность. Плохое, подавленное настроение перед соревнованиями, которое надо преодолеть и создать более боевое, хорошее.
Средства преодоления. Огромное значение для устойчивого хорошего настроения имеет строгое выполнение режима дня спортсмена.
Волейболисты во время тренировок достаточно много работают и должны иметь возможность восстанавливать потраченную энергию. Благоприятно действует на создание хорошего настроения коллективное проведение свободного времени, и особенно перед соревнованиями. Организация прогулок за город, просмотры кинофильмов, футбольных матчей, различных выставок и другие коллективные развлечения успокаивающе действуют на нервы, отвлекают от тревожных мыслей о предстоящих соревнованиях.
Вторая трудность. Умение сдержать себя и не вступать в перебранку с игроками, тренером, судьями и зрителями.
Средства преодоления. Систематическая воспитательная работа со спортсменами.
Воспитание воли тесно связано с воспитанием вообще и дисциплины игрока в частности. Одним из методов воспитания дисциплины следует считать разбор провинившихся игроков на общем собрании команды. Если в команде повторяются случаи нарушения порядка, правил поведения, спортивной этики отдельными игроками, то после применения мер убеждения и предупреждения тренер может прибегнуть к наказанию. Наказанием может быть замечание, выговор, временное запрещение посещать занятия или участвовать в соревнованиях.
Применяя разнообразные методы нравственного воспитания, следует иметь в виду, что каких-либо универсальных методов воспитания нет. Нужно изучать каждого члена команды, понять его интересы, его склонности, познакомиться со всеми сторонами его жизни, узнать, какое он в работе, в семье, в быту.
См.: Преодоление трудностей - основной фактор волевой подготовки волейболистов