Содержание материала

Исследование воспитания скоростных качеств юных волейболистовВ соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи: 1) проверить состояния вопроса в научно-методической литературе; 2) разработать вариант проведения учебно-тренировочных занятий с целью наиболее эффективного воспитания скоростных способностей юных волейболистов.

Для более комплексного исследования роли специализированных физических упражнений и подвижных игр в воспитании скоростных способностей юных волейболистов, в работе были использованы следующие методы исследования:

  • методы теоретического анализа и обобщения;
  • методы педагогического тестирования;
  • констатирующий и формирующий педагогический эксперимент;
  • методы математической статистики.

Методы теоретического анализа и обобщения

Основными способами изучения и обобщения передового опыта воспитания скоростных качеств волейболистов в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение документов планирования учебно-тренировочных занятий юных волейболистов, беседы, педагогические наблюдения.

Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи исследования.

В беседах с тренерами г. Оренбурга по волейболу обсуждались вопросы по целесообразности включения тех или иных специализированных физических упражнений и подвижных игр в тренировочный процесс юных волейболистов.

В ходе педагогического наблюдения выявлялись особенности организации и проведения специализированных физических упражнений и подвижных игр. Определялись интересы и склонности юных волейболистов к физическим упражнениям и подвижным играм, характер применения и содержания специализированных физических упражнений и подвижных игр в соответствии с возрастными и морфофункциональными особенностями занимающихся.


Методы педагогического тестирования

Основная направленность методов педагогического тестирования – оценка уровня развития скоростных способностей юных волейболистов.

Контроль за уровнем развития скоростных способностей волейболистов осуществлялся с помощью многочисленных тестов. В данной работе представлены наиболее информативные, отражающие уровень скоростной подготовленности юных волейболистов,

1. Бег 30 м. Забег проводится на тщательно отмеренной дорожке с высокого старта. Результат регистрируется по ручному секундомеру с точностью до 0,1 с.

2. Челночный бег 3х10 м. Проводится по ровной дорожке длиной 10 м., ограниченной двумя параллельными линиями. За каждой линией мелом чертятся по одному квадрату размером 40х40 см2 с обозначенными в них центрами. На противоположный старту центр квадрата помещаются три кубика размером 5х5х5 см3. По команде "Марш!" из положения высокого старта испытуемый побегает 10 м, берет один лежащий кубик, быстро возвращается и кладет его в центр квадрата, начерченного у стартовой линии. Затем бежит обратно за вторым кубиком и т.д. В протокол записывается время в секундах от старта до того момента, когда кладется третий кубик.

3. Теппинг-тест. Для его измерения испытуемый карандашом выполняет постукивания по чистому листу белой бумаги в течение 10 с. Результат оценивается по количеству точек, поставленных карандашом.

Результаты тестирования вычисляются с использованием методов математической статистики.


Констатирующий и формирующий педагогический эксперимент

Основной целью констатирующего педагогического эксперимента было получение достоверных данных об уровне скоростной подготовленности начинающих волейболистов, выявление роли специализированных физических упражнений и подвижных игр в ее становлении.

Главными задачами констатирующего эксперимента были:

  • определить возможность использования тех или иных специализированных физических упражнений и подвижных игр в воспитании скоростных способностей начинающих волейболистов;
  • разработать комплекс специализированных упражнений и подвижных игр, использования которых в учебно-тренировочном процесса начинающих волейболистов будут способствовать развитию их скоростных способностей;
  • определить исходный уровень скоростных способностей юных волейболистов, принимавших участие в эксперименте.

Основной целью формирующего педагогического эксперимента было выявление эффективности метода использования разработанного нами комплекса специализированных упражнений и подвижных игр, направленных на улучшение скоростных способностей юных волейболистов. При разработке комплекса специализированных упражнений и подвижных игр мы опирались на исследования С. С. Коровина, Ю. Д. Железняка, В. П. Филина и др.

Формирующий педагогический эксперимент проводился с группой из 10 юных волейболистов 10–11 лет (приложение В) первого года обучения . Они составили экспериментальную группу.


Приложение В. Показатели участников экспериментальной и контрольной групп, принимавших участие в формирующем педагогическом эксперименте

Показатели участников экспериментальной группы

ФИО

Бег 30 м, с

Челночный бег 3х10 м, с

Теппинг-тест

Н

К

Н

К

Н

К

Митязов Александр

6,4

6,0

10,6

9,2

62

73

Евсеев Олег

6,5

6,2

9,9

8,2

60

71

Скурыгин Андрей

6,1

6,0

10,7

8,3

53

69

Шевченко Анатолий

6,0

5,6

9,9

8,1

65

74

Яцкевич Александр

6,2

5,9

10,0

8,2

58

68

Митяйкин Владимир

6,5

6,2

10,1

8,6

59

69

Давыдов Юрий

6,6

6,3

10,5

9,2

64

72

Гайнуллин Руслан

6,2

6,0

9,5

8,0

61

71

Милехин Максим

6,3

6,0

9,5

8,2

63

73

Каштанов Сергей

6,2

5,5

9,8

8,0

65

72

Показатели участников контрольной группы

ФИО

Бег 30 м, с

Челночный бег 3х10 м, с

Теппинг-тест

Н

К

Н

К

Н

К

Белов Николай

6,0

6,0

10,8

9,3

90

90

Попов Виталий

5,8

5,7

10,1

9,0

87

88

Михайлов Сергей

6,6

6,5

10,8

8,6

88

89

Дронов Вадим

6,0

5,9

9,9

8,8

87

88

Антонов Сергей

6,6

6,4

10,2

8,7

85

87

Вильмякин Евгений

6,1

6,0

10,3

8,9

91

92

Генкель Виктор

6,1

6,1

10,5

9,2

93

94

Романенко Дмитрий

6,2

6,1

10,0

9,0

89

89

Борашов Александр

5,6

5,6

9,9

8,7

80

82

Тещин Алексей

6,3

6,3

9,8

8,8

92

92

Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с экспериментальной группой была выделена контрольная группа также из 10 волейболистов того же возраста с идентичной технической и физической подготовкой, которая занималась по обычной методике.


Методы математической статистики

Результаты тестирования обрабатывались методами математической статистики (Б. А. Ашмарин, 1978; П. П. Тиссен., С. С. Коровин, Г. В. Стародубцев, 2000).

Вычислялись следующие величины: Х – среднее арифметическое значение результатов тестирования, s – показатель среднеквадратического отклонения соответствующего среднеарифметического значения Х, показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений (t-критерий Стьюдента) и a – уровень значимости статистической достоверности.

Среднее арифметическое значение результатов контрольных испытаний определяется по формуле:

 Методы математической статистики - среднее арифметическое значение

где в числителе – сумма результатов измерений,
n – количество участников испытаний.

Среднее квадратичное отклонение s характеризует степень отклонения полученных результатов от среднего арифметического значения и определяется по формуле:

 Среднее квадратичное отклонение

где в числителе – сумма квадратов разности отклонения каждого результата от величины среднего арифметического значения.

В научных исследованиях в сфере физической культуры важно установить: существенны ли статистические различия в физической, тактической или технической подготовленности у спортсменов и школьников под влиянием учебно-тренировочных занятий. Для этих целей используется показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений на основе t-критерия Стьюдента, который вычисляется по формуле:

 t-критерий Стьюдента

где Х1 и Х2 – средние арифметические значения результатов тестирования в начале и в конце педагогического эксперимента в одной группе учащихся или в двух – экспериментальной и контрольной;

?1 и ?2 – показатели среднеквадратических отклонений соответствующих среднеарифметических значений Х1 и Х2;

n1 и n2 – количество участников контрольных испытаний в группах.

В исследованиях в сфере физической культуры и спорта статистически достоверными являются различия среднеарифметических показателей при 1% (0,01) и 5% (0,05) уровнях значимости ?.

См.: Специализированные подвижные игры и комплексы физических упражнений в воспитании скоростных качеств юных волейболистов

www.fizkulturaisport.ru