Содержание материала

Вопрос о психофизиологических проявлениях состояния тренированности и состояния спортивной формы актуален по двум причинам. Первая — недостаточная разработанность теоретических аспектов проблемы этих состояний. Вторая — признание роли оценки психофизиологических проявлении состояния спортсмена в прогнозе результативности его спортивной деятельности.

Недостаточность теоретической разработки проблемы, касающейся состояния тренированности и спортивной формы проявляется уже в отсутствии общепринятого мнения об определении, методах исследования, признаках, компонентном составе и механизмах этих явлений в физиологии, педагогике и психологии спорта. Так, например, чаше всего эти состояния по сути не дифференцируются и связываются: 1) со свойствами личности спортсмена, формируемыми в процессе многолетней тренировки; 2) с «перманентным состоянием, длящимся недели и месяцы» (Зациорский, Волков, Кулик, 1971); 3) с оперативным состоянием готовности к конкретным соревнованиям (Рудик, 1974). Иногда понятия «состояние тренированности» и «состояние спортивной формы» трактуются как частные случаи «уровня подготовленности» и «состояния готовности» (Булкин, Ершова, 1982; Киселев, 1975).

Подавляющее большинство работ, в которых подчеркивается важность оценки психического состояния спортсмена в прогнозе успешности спортивной деятельности, направлено на исследование состояния готовности к соревнованиям. Причем состав признаков состояния готовности у разных авторов не совпадает (Гагаева, 1969; Пуни, 1972; Загайнов, 1972; Киселев, 1975). В то же время состояния, развивающиеся в тренировочном процессе, практически не исследуются (Косов, 1982). Вместе с тем качество усвоения тренировочных нагрузок во многом предопределяет соревновательный результат и должно проявляться в характеристиках психофизиологических процессов регуляции поведения спортсменов. Значение тренировочного процесса особенно велико для спортсменов, представляющих виды спорта на выносливость. Так, например, марафонец стартует в классическом марафоне, как правило, не более двух раз в год. Остальное время годового цикла подготовки марафонцем затрачивается в основном на выполнение тренировочных работ.

Специфика требований деятельности спортсменов группы выносливости показывает необходимость дифференцированного психофизиологического анализа качеств «тренировочных» и предсоревновательных состояний. Одновременно это ставит задачу необходимости преодоления нечеткости в определении этих понятий и выявления механизмов перехода состояния тренированности в состояние «спортивной формы».

На наш взгляд, наиболее продуктивный путь решения указанных теоретических и практических задач состоит в соединении системного понимания внутренней статики и внутренней динамики психофизиологического состояния, которое не только является проявлением личности и всего организма человека в целом, но и осуществляет во времени целесообразный взаимопереход процессов и свойств в деятельности.


Состояние тренированности и состояние спортивной формы — частные случаи психофизиологического состояния

Состояние тренированности и состояние спортивной формы — частные случаи психофизиологического состояния спортсменов, под которым понимается «целостная реакция личности на внешние и внутренние стимулы, направленная на достижение полезного результата» (Ильин, 1978).

Поскольку человек не может одновременно находиться в нескольких целостных состояниях («перманентном», «текущем» и «оперативном»), следует это целое состояние подразделять на разные по устойчивости (или разные по обратимости изменения) элементы. При этом наиболее конструктивным представляется дихотомическое деление. Тогда менее устойчивые, динамические элементы состояния объединяются в оперативный компонент, а более стационарные, перманентные — в устойчивый компонент целостного состояния.

Основная функция оперативного компонента психофизиологического состояния проявляется в обеспечении согласованности (или рассогласованности) протекания доминирующих процессов функционирования подсистем организма и личности, направленных на достижение ближайшей во времени цели деятельности. В энергетическом отношении оперативный компонент осуществляет переход потенциальной энергии в кинетическую. Выраженность и координационная задействованность личности и возможностей организма человека оперативным компонентом определяется в основном субъективной значимостью ближайшей цели деятельности и трудностью ее достижения. Степень трудности предстоящей деятельности предполагает соотнесение человеком своих возможностей с вероятностью успешного достижения поставленной цели деятельности.

Устойчивый компонент представляет собой «фон, на котором развертывается деятельность». Он выполняет обратную функцию: переводит (энергетически и координационно «закрепляет» в субстрате «полезный результат») элемент состояния в свойство, способствует накоплению потенциальной энергии и подготавливает реализацию далеко отставленных целей деятельности данного человека.

Таким образом, взаимодействие устойчивого и оперативного компонентов состояний спортсменов обеспечивает целостность их организма и личности во времени и целесообразность работы всех функциональных систем в зависимости от временной отставленности основной цели спортивной деятельности.

Состояние тренированности и состояние спортивной формы — это целостные состояния спортсмена, различающиеся качеством оперативного компонента и степенью задействованности устойчивого компонента целостного состояния готовности спортсмена к соревнованию. В состоянии тренированности оперативным компонентом является готовность к определенной тренировке, а в состоянии спортивной формы — готовность к конкретным соревнованиям, понимаемая как способность к реализации координационных и энергетических возможностей организма и личности спортсмена в соответствии с особенностями требований текущих соревнований.

Такая теоретическая схема явилась базой для экспериментального исследования, основная цель которого состояла в выявлении психофизиологических проявлений различных по устойчивости компонентов функционального состояния легкоатлета группы выносливости в разные периоды его подготовки к соревнованиям.

Исследование проводилось на 13 высококвалифицированных спортсменах-мужчинах (5 марафонцев, 4 стайера и 4 представителя спортивной ходьбы) в три этапа.

На первом этапе определялись индивидуальные средние нормы по каждому регистрируемому психофизиологическому показателю.

Второй этап проводился в подготовительном периоде, на котором решались задачи развития специальной и скоростной выносливости, а средством достижения этой цели было выполнение большого объема работы со скоростью, превышающей, как правило, соревновательную. В этом периоде уточнялись индивидуальные нормы и для дальнейшего сопоставления выбирались данные только 4 наиболее «жестких» тренировочных дня. От последнего дня обследования до основных соревнований оставалось 3-4 недели.

На третьем, предсоревновательном этапе спортсмены тестировались ежедневно, в течение последних 12 дней перед соревнованиями. Цель выступления на соревнованиях заключалась в достижении личного рекорда.

На всех этапах исследования спортсмены тестировались утром по следующим методикам: электробиопотенциометрия (Булкин, Киселев, Крючек, 1977); простая сенсомоторная реакция; реакция на движущийся объект; теппинг-тест и динамометрия в оптимальном и максимальном вариантах; тест на «чувство времени» — отмеривание времени; методика дозирования темпа и статического усилия; 30-секундный теппинг-тест в максимальном темпе.

В связи с тем, что время пробегания тренировочных «отрезков» не всегда является показателем успешности выполнения задания у высококвалифицированного бегуна, с этой целью использовались самооценки относительной легкости выполнения начала, окончания и всей тренировки в целом (по отношению к обычной легкости выполнения аналогичной тренировки).

Непосредственно перед соревнованиями применялись также бланковые методики: САН (Доскин, 1973), шкала реактивной тревоги (Ханин, 1976) и «градусник» (Киселев, 1977).

Успешность выступления на соревнованиях рассчитывалась как отношение показанного результата к личному рекорду.

Полученные данные подвергались корреляционному анализу. С успешностью (легкостью) проведения «жесткой тренировки» коррелировались значения показателей, полученных до нее. Успешность выступления на соревнованиях сопоставлялась с усредненными значениями, полученными за 4 дня в подготовительном периоде, и усредненными данными, полученными за 12 дней в предсоревновательном периоде. При этом корреляционные связи психофизиологических показателей полученных в подготовительном периоде) с легкостью начала тренировки, легкостью окончания тренировки, успешностью выступления на соревнованиях рассматривались нами как проявление различных по устойчивости компонентов состояния тренированности. Качественные особенности состояния тренированности и состояния спортивной формы определялась по наличию в характере корреляционных связей, полученных в подготовительном и предсоревновательном периодах подготовки.


Легкость начала тренировки и легкость окончания тренировки

Анализ полученных данных показал, что успешность выполнения тренировки определяется двумя несвязанными между собой составляющими: «легкость начала тренировки» и «легкость ее окончания». Судя по более тесной связи, наибольший ее имеет чувство «легкости окончания тренировки».

Комплекс показателей, прямо и косвенно коррелирующих с «легкостью начала тренировки», интерпретируется нами как проявление оперативного компонента состояния тренированности — готовности к тренировке. Он включает в себя два основных элемента — координационный и энергетический. Первый выражается в стабилизации оптимального темпа движения, благоприятствующей поддержанию равномерного темпа на дистанции. Энергетический элемент на психофизиологическом уровне проявляется в увеличении значений: градиента БЭП; ошибки по направлению при отмеривании времени «в минус» и суммарного уровня активации. На психологическом уровне это проявляется: в усилении уверенности спортсмена в себе; в его желании тренироваться; в потребности в «жесткой» и скоростной работе. При этом необходимо подчеркнуть наличие прямой зависимости чувства «легкости выполнения тренировки» от выраженности энергетического элемента оперативного компонента. Чем выше уровень активации, тем легче проходит начало и вся тренировка в целом. Этот факт подтверждает, в частности, данные И. П. Байченко (Байченко, Грачева, 1970) о повышении реактивности в состоянии готовности спортсмена. Совокупность показателей, взаимосвязанных с «легкостью окончания тренировки», интерпретируется как проявление устойчивого компонента состояния тренированности. Он также включает в себя координационную и энергетическую составляющие. Координационная составляющая проявляется в стабилизации дозированного и оптимального статического усилия. Уменьшение вариативности по этим показателям, по нашему мнению, отражает увеличение устойчивости (закрепленности) наиболее важного специфического качества представителей группы выносливости — способности легкоатлетов точно во времени распределять свои силы на дистанции (Крючек, 1979). Энергетическая составляющая устойчивого компонента состояния тренированности проявляется в уменьшении значений активационных показателей: суммарного уровня активации; отношения оптимального статического усилия к максимальному; отношения оптимального темпа к максимальному. На психологическом уровне его проявления выражаются в снижении чувства усталости и чувства напряженности до тренировки. Причем в сравнении с энергетической составляющей оперативного компонента активация устойчивого компонента отрицательно связана с успешностью выполнения тренировки. Чем ниже его активация, тем легче выполняется тренировка. Видимо, энергетическая составляющая устойчивого компонента состояния тренированности выражает экономичность работы организма спортсмена (наличие энергетических резервов) и является отражением интенсивности следовых процессов, вызванных предыдущими тренировками. Последнее согласуется с данными (Крестовников, 1951) и других авторов об экономичности физиологических процессов в состоянии высокой тренированности.

Таким образом, суммарный показатель активации в состоянии тренированности не является интегральным и не проявляет структурной целостности, что подтверждает точку зрения ряда исследователей о множественности и парциальности активации вообще и, в частности, данные Н. А. Батурина (1984) о разнонаправленных сдвигах вегетативной и «центральной» активации после успеха и неудачи. Из наших данных следует, что такая разнонаправленность может возникать и до «успеха» или «неудачи» и во многом обусловлена принадлежностью проявлений активации к разным по устойчивости компонентам состояния.

В состоянии тренированности энергетические составляющие оперативного и устойчивого компонентов находятся в отношении противоположностей. Чем выше активация оперативного компонента, тем сильнее потребность в проведении жесткой тренировки, лучше настроение — и тем относительно легче проходит тренировка (особенно ее начало). В то же время чем ниже активация устойчивого компонента, тем меньше ощущается утомление и напряженность до тренировки и тем легче проходит тренировка (особенно ее окончание). Средняя активированность устойчивого компонента в подготовительном периоде отражает экономичность работы организма и служит достаточно информативным показателем качества усвоения тренировочного процесса.

Состояние «спортивной формы» отличается единством интенсивностных составляющих оперативного и устойчивого компонентов. Это единство выражается в интегральности суммарного показателя активации и V-образной зависимости успешности выступления на соревнованиях от ее уровня. Чем больше превышение уровня активации над оптимальным, тем ниже уровень активационных резервов, хуже настроение, «слабее» желание тренироваться — и тем ниже успешность выступления на соревнованиях. С другой стороны, чем уровень активации ниже оптимального, тем лучше настроение, «сильнее» желание тренироваться, но тем ниже способность к реализации энергетических ресурсов и ниже успешность на соревнованиях.

Импульсивность (разнообразие. — Примеч. ред.) тренировочной нагрузки в предсоревновательном периоде является одним из факторов повышения активации выше оптимального уровня. Монотонность нагрузки, наоборот, входит в число причин, понижающих активацию. Неустойчивость самооценки готовности спортсмена к соревнованиям может быть показателем как неоптимально высокого, так и неоптимально низкого уровня его активации.

Выявленные в исследовании психофизиологические проявления состояний тренированности и спортивной формы используются авторами в диагностик психофизиологических состояний спортсменов и на основе этого решаются практические вопросы психологического обеспечения подготовки легкоатлетов группы выносливости.

Сафонов В. К., Суворов Г. Б. Психофизиологические проявления тренированности и спортивной формы у легкоатлетов группы выносливости // Психофизиологические аспекты спортивной и учебной деятельности: Межвузовский сб. науч.трудов. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1987. — С. 53-64.