Вопрос о психофизиологических проявлениях состояния тренированности и состояния спортивной формы актуален по двум причинам. Первая — недостаточная разработанность теоретических аспектов проблемы этих состояний. Вторая — признание роли оценки психофизиологических проявлении состояния спортсмена в прогнозе результативности его спортивной деятельности.
Недостаточность теоретической разработки проблемы, касающейся состояния тренированности и спортивной формы проявляется уже в отсутствии общепринятого мнения об определении, методах исследования, признаках, компонентном составе и механизмах этих явлений в физиологии, педагогике и психологии спорта. Так, например, чаше всего эти состояния по сути не дифференцируются и связываются: 1) со свойствами личности спортсмена, формируемыми в процессе многолетней тренировки; 2) с «перманентным состоянием, длящимся недели и месяцы» (Зациорский, Волков, Кулик, 1971); 3) с оперативным состоянием готовности к конкретным соревнованиям (Рудик, 1974). Иногда понятия «состояние тренированности» и «состояние спортивной формы» трактуются как частные случаи «уровня подготовленности» и «состояния готовности» (Булкин, Ершова, 1982; Киселев, 1975).
Подавляющее большинство работ, в которых подчеркивается важность оценки психического состояния спортсмена в прогнозе успешности спортивной деятельности, направлено на исследование состояния готовности к соревнованиям. Причем состав признаков состояния готовности у разных авторов не совпадает (Гагаева, 1969; Пуни, 1972; Загайнов, 1972; Киселев, 1975). В то же время состояния, развивающиеся в тренировочном процессе, практически не исследуются (Косов, 1982). Вместе с тем качество усвоения тренировочных нагрузок во многом предопределяет соревновательный результат и должно проявляться в характеристиках психофизиологических процессов регуляции поведения спортсменов. Значение тренировочного процесса особенно велико для спортсменов, представляющих виды спорта на выносливость. Так, например, марафонец стартует в классическом марафоне, как правило, не более двух раз в год. Остальное время годового цикла подготовки марафонцем затрачивается в основном на выполнение тренировочных работ.
Специфика требований деятельности спортсменов группы выносливости показывает необходимость дифференцированного психофизиологического анализа качеств «тренировочных» и предсоревновательных состояний. Одновременно это ставит задачу необходимости преодоления нечеткости в определении этих понятий и выявления механизмов перехода состояния тренированности в состояние «спортивной формы».
На наш взгляд, наиболее продуктивный путь решения указанных теоретических и практических задач состоит в соединении системного понимания внутренней статики и внутренней динамики психофизиологического состояния, которое не только является проявлением личности и всего организма человека в целом, но и осуществляет во времени целесообразный взаимопереход процессов и свойств в деятельности.