Содержание материала

Вопрос о сознательном управлении человеком своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте. Всем известно, что нередки случаи, когда объективно сильные спортсмены или команды после первых неудач в соревнованиях теряются, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым соперникам. Причиной тому является неумение преодолевать отрицательные эмоциональные состояния (растерянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и др.) в ходе спортивной борьбы.

Этот важный вопрос не мог не привлечь к себе внимания специалистов по психологии спорта, равно как и специалистов в области физической культуры и спорта. Эмоции в спортивной деятельности исследовались О. А. Черниковой, которая на основе наблюдений за эмоциональными проявлениями спортсменов вскрыла ряд важных для практики закономерностей в этой области. Ею изучались вопросы восстановления уверенности лыжников-прыгунов после падения и получения травмы, условия закрепления и пути преодоления отрицательных эмоций при выполнении физических упражнений, влияние эмоций на деятельность спортсмена, роль эмоций в волевых проявлениях спортсмена (Черникова, 1949, 1959, I960, 1962). В. К. Гаврилюк показал различные формы психологических барьеров в спорте, порождающих определенные трудности эмоционального порядка у спортсмена в соревнованиях (Гаврилюк, 1962). Однако в исследованиях этих и других авторов содержится мало конкретных указаний и советов о том, как устранять влияния неблагоприятных эмоциональных переживаний на ход соревновательной борьбы. Наше исследование имело ограниченную цель — выяснить, как сами спортсмены, опираясь на свой соревновательный опыт, борются с нежелательными эмоциональными переживаниями и на основе этого сделать некоторые выводы — рекомендации для спортивной практики.

Нами было опрошено около 300 спортсменов — представителей различных видов спорта (легкоатлетов — 57, спортигровиков — 103, пловцов и прыгунов в воду — 22, гимнастов — 29, борцов — 12, боксеров — 14, гребцов и лыжников — 20, велосипедистов — 18, штангистов — 7, фехтовальщиков — 15), имеющих различную спортивную квалификацию (мастеров спорта — 17, перворазрядников — 113, второразрядников — 132, третьеразрядников — 35), а также ряд тренеров.

Данные собирались нами анкетным методом — 74% и путем бесед (преимущественно со спортсменами более высокого класса) — 26%. При этом мы старались выяснить: а) в чем конкретно сказывается влияние неприятных эмоциональных переживаний на ход спортивной борьбы; б) какие приемы применяются спортсменами с целью преодоления отрицательных эмоциональных состояний и устранения их влияния на ход спортивной борьбы; в) какие условия обучения и воспитания способствуют развитию у спортсменов способности побороть неприятные чувства при неудаче в соревнованиях.

Кроме того, мы вели наблюдения за эмоциональным поведением 34 спортсменов (легкоатлетов и баскетболистов), неудачно выступавших и переживающих неприятные эмоции во время соревнований (после неудачной попытки выполнить упражнение, после удаления тренером из игры в связи с повторением крупных ошибок и т. п.). Спортсмены вели себя по-разному: пытались оправдаться перед товарищами, были задумчивы, искали уединения и др. После соревнования спортсмены объясняли эти особенности своего поведения, содержание целей и т. д.