Существует ряд стратегий, которые можно использовать для снижения агрессии у спортсменов.

Перечисленные ниже методы можно по-разному применять для предотвращения развития агрессивного поведения в первую очередь у юных спортсменов, а также для снижения агрессии у тех, кто к ней склонен.

Методы, помогающие снизить агрессивное поведение

Наказание

Наказание может быть эффективным инструментом борьбы со спортивной агрессией. Последствия наказания легче всего понять в контексте теории социального научения. Агрессивный спортсмен может узнать через наказание, что последствия агрессии будут негативными.

Наказание наиболее эффективно, если наказание применяется в раннем возрасте ‒ до того, как молодой спортсмен получит положительное подкрепление за агрессивное поведение.

Наказание также может служить сдерживающим фактором. С точки зрения социального научения, свидетели наказания косвенно узнают, что агрессия не окупается. Барон и Бирн (Baron and Byrne, 1994) предполагают:

Для того, чтобы быть эффективным, наказание должно быть быстрым, достаточно суровым, чтобы перевешивать преимущества агрессии, и последовательным.

Примером быстрого и сурового наказания является красная карточка в футболе.

Катарсис

Как теории инстинктов, так и гипотеза фрустрационной агрессии подразумевают, что катарсис (процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения как способ человеческой психики противостоять постоянным стрессам) уменьшает потребность в агрессии.

Спорт сам по себе является катарсисом, поэтому мы ожидаем, что длительные и тяжелые тренировки уменьшат агрессию. Барон и Бирн (1994) предполагают, что

интенсивные физические упражнения могут уменьшить агрессию, поскольку они уменьшают как физическое напряжение, так и чувство гнева.

Хотя катарсис, несомненно, уменьшает агрессию, есть две серьезные оговорки относительно его полезности.

  • Во-первых, эффект временный. Если мы снова начнем размышлять о том, что нас разозлило через несколько часов после тренировки, мы, вероятно, снова разозлимся.
  • Во-вторых, упражнения в целом приносят меньше удовлетворения и, следовательно, менее катарсичны, чем удары по человеку, на которого вы злитесь!

Моделирование ролей

Так как дети могут научиться агрессивному поведению, наблюдая за агрессивными взрослыми, из этого следует, что если мы познакомим детей исключительно с соответствующими неагрессивными образцами для подражания, мы сможем, по крайней мере, в некоторой степени предотвратить развитие у них агрессивного репертуара поведения. Этот подход подчеркивает важность учителя или тренера как образца для подражания.

К сожалению, почти неизбежно, что дети будут наблюдать за агрессивными действиями других спортсменов. Тененбаум и др. (Tenenbaum et al. 1997) предположили, что средства массовой информации безответственно чрезмерно освещают инциденты с применением насилия в спорте и делают из них сенсации. Конечно, если мы полностью не запретим детям наблюдать за происходящим ‒ что, вероятно, убьет их любовь к спорту, ‒ невозможно предотвратить появление у детей агрессивных образцов для подражания.

Заключение контракта

Одним из способов борьбы с агрессией у закоренелых правонарушителей является использование психологических контрактов. Спортсмены, подписывающие контракт, обязуются искоренить определенное поведение. Условия каждого контракта согласовываются между спортсменом и тренером или психологом, но в контракте всегда указывается, какое поведение следует исключить и при каких обстоятельствах. Лейт (Leith 1991) предлагает, чтобы простой контракт включал описание поведения, которое необходимо устранить, наказание за нарушение контракта, вознаграждение за соблюдение контракта, имена и подписи обеих сторон и дату.

Группы управления гневом

Мы все испытываем гнев. Сам по себе гнев не является чем-то плохим, но он может привести к враждебной агрессии. Если спортсмены часто злятся, и этот гнев постоянно проявляется в агрессивном поведении, им могут быть полезны группы управления гневом.

Группа по управлению гневом ‒ это тип терапевтической группы, в которой изучается гнев и обучаются умственным стратегиям, позволяющим лучше с ним справляться. Некоторые группы ‒ представители психоаналитической традиции ‒ делают упор на изучение гнева человека, в то время как группы, ориентированные на когнитивно-поведенческие реакции, делают акцент на изучении стратегий контроля гнева.

Упражнение.

Подумайте о своем виде спорта и о ком-то, кого вы знаете, кто мог бы извлечь выгоду из психологического контракта. Составьте для них воображаемый контракт, включая все детали, указанные Лейтом.

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.