Как у общества, у нас, кажется, есть определенная амбивалентность в отношении агрессии в спорте.

  • С одной стороны, как указывал Рассел (1993), спорт, пожалуй, единственная обстановка мирного времени, в которой мы не только терпимо, но и активно поощряем агрессивное поведение и получаем от него удовольствие.
  • С другой стороны, общественное возмущение вызывает футбольное хулиганство, а в последние годы есть ряд примеров, когда спортсмены возбуждают судебные дела против тех, кто умышленно причинил им вред.

Одна из причин этой очевидной амбивалентности заключается в том, что мы склонны очень по-разному воспринимать агрессию в разных ситуациях. Прежде чем мы двинемся дальше, возможно, будет полезно более внимательно рассмотреть, как мы должны определять агрессию.

Агрессия – это поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда другому человеку. Мы можем классифицировать агрессию как враждебную или инструментальную по намерению и как санкционированную или несанкционированную в зависимости от ее приемлемости. В то время как инструментальная агрессия при определенных обстоятельствах может помочь производительности, враждебная агрессия наносит ущерб производительности.

Существуют три основные теории происхождения агрессии в спорте. Теория инстинктов предполагает, что люди врожденно агрессивны. Теория социального научения, напротив, предполагает, что мы учимся быть агрессивными у других. Гипотеза фрустрации-агрессии предполагает, что мы агрессируем в ответ на фрустрацию. Кажется вероятным, что в каждой из этих теорий есть существенная доля правды, и все они могут применяться для контроля и снижения агрессии в спорте.

Упражнение.

Представьте, что вы ‒ тренер, сталкивающийся с постоянно агрессивным спортсменом, который недоумевает, почему он так постоянно агрессивен.

  1. Ссылаясь на основные теории агрессии, объясните вероятные причины агрессии.
  2. Предложите несколько стратегий контроля/уменьшения его агрессии.

Для дальнейшего чтения.

  1. Baron R and Byrne D (1994) Social psychology: understanding human interaction. Boston, Allyn & Bacon. (Барон Р. и Бирн Д. Социальная психология: понимание человеческого взаимодействия. Бостон, Аллин и Бэкон.) Хороший общий отчет об агрессии, представленный на уровне бакалавриата. Особенно полезен в плане освещения теорий агрессии и снижения агрессии.
  2. Cox R (1998) Sport psychology, concepts and applications. Boston, McGraw-Hill. (Кокс Р. Спортивная психология, концепции и приложения. Бостон, Макгроу-Хилл.) Особенно полезен материал для примеров различных типов агрессии и теорий агрессии. Включает также хорошее освещение влияния ситуационных факторов на спортивную агрессию.
  3. Kerr JH (1997) Motivation and emotion in sport. London, Taylor & Francis. (Керр Дж. Х. Мотивация и эмоции в спорте. Лондон, Тейлор и Фрэнсис.) Написано с точки зрения реверсивной теории. Особенно полезен раздел о санкционированной и несанкционированной агрессии.

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.