Изменение отношения к спорту

Существует ряд теоретических подходов к изменению наших установок и нашего отношения к чему-либо.

Возможно, самыми известными и влиятельными теориями изменения установок являются теория когнитивного диссонанса, предложенная Фестингером (1957), и теория самовосприятия, предложенная Бемом (1967).

Когнитивный диссонанс

Когнитивный диссонанс ‒ это испытываемое нами неприятное ощущение, когда установка, которой мы придерживаемся, вступает в противоречие с текущей ситуацией или намерением.

Человек должен уменьшить свой когнитивный диссонанс, чтобы согласовать свое восприятие мира со своими действиями. Например, мы можем считать, что очень важно тренироваться по крайней мере три раза в неделю, но мы не сможем тренироваться всю следующую неделю, возможно, потому, что уезжаем в отпуск или очень много работаем. В результате противоречия нашего убеждения с нашими возможностями мы может испытать когнитивный диссонанс.

Справиться с когнитивным диссонансом можно двумя способами: либо изменив поведение, либо изменив установки.

В нашем случае изменить поведение ‒ это решить все-таки тренироваться, Чтобы изменить свои установки, мы можем использовать одну из множества рационализаций, например, подумать:

  • «Пропуск одной недели тренировок не будет иметь большого значения, особенно в моем возрасте».
  • «Большое количество тренировок уже все равно сделали меня мускулистым»
  • «Терпеть не могу людей, которые все время проводят в спортзале».
  • «Я уже пропускал тренировки несколько недель назад, и это не причинило мне никакого вреда».

Таким образом, теория когнитивного диссонанса объясняет, как мы можем изменить свои установки и свое отношение в ответ на новые ситуации.

Мы также можем использовать методы, основанные на когнитивном диссонансе, чтобы преднамеренно влиять на отношение людей. Так, Гилл (Gill 1986) приводит пример, как учитель физкультуры использовал когнитивный диссонанс, чтобы изменить негативное отношение мальчиков к прыжкам со скакалкой в качестве упражнения. Мальчики думали о таких прыжках как о девчачьем занятии.

Учитель привел им ряд фактов, несовместимых с их отношением, ‒ что боксеры прыгают со скакалкой, что такие прыжки являются для боксеров одним из самых сложных и лучших упражнений. Столкнувшись с этими фактами, мальчики испытали когнитивный диссонанс и отреагировали на это изменением своего отношения к прыжкам со скакалкой.

Оценка теории когнитивного диссонанса

  • Теория когнитивного диссонанса дает способ понять, как мы ухищряемся, убеждая себя отказаться от здорового поведения, такого как регулярные тренировки. Как только мы поймем, как мы это делаем, у нас будет меньше шансов обмануть себя.
  • Теория когнитивного диссонанса дает нам технику, позволяющую убедить других заниматься поведением, которое они считают социально нежелательным.

Оглядываясь назад на теорию обоснованных действий Айзена и Фишбейна, вы можете видеть, что, поскольку убеждения о социальной желательности являются одним из основных факторов, влияющих на наше поведение, методы их изменения чрезвычайно ценны.

Теория самовосприятия

Совершенно иной подход к изменению установок предложил Дэрил Бем (1967), предложив теорию самовосприятия (Self-perception theory). Психолог предположил, что наше отношение определяется нашим поведением. Он приводил пример:

«Поскольку я ем черный хлеб, мне должен нравиться черный хлеб».

Смысл этого в том, что мы можем изменить свои установки и свое отношение к спорту к лучшему, если будем больше участвовать, и мы можем изменить отношения других, если сможем убедить их принять участие.

Ясно, что если кто-то придерживается сильных антиспортивных настроений, вряд ли нам удастся убедить его принять участие. Однако поощрение участия тех, кто не враждебно относится к спорту, но отвык от него, вполне может привести к существенному изменению их отношения. Футбольные матчи между работниками одной организации, общественные спортивные инициативы и веселые забеги могут убедить людей заниматься спортом и, следовательно, сформировать в себе более спортивные установки.

Оценка теории самовосприятия

Существует эмпирическое подтверждение идеи о том, что изменение спортивного поведения повлияет на отношение к спорту. Сидней и др. (1983) измерили отношение семидесяти восьми взрослых канадцев старше шестидесяти лет. Затем участники приняли участие в четырнадцатинедельным тренировкам на выносливость. Затем снова использовали семантическую дифференциальную шкалу ATPA, и баллы для каждого человека сравнивали с баллами, полученными до программы обучения.

Было обнаружено, что отношение тех, кто тренировался больше всего, стало более позитивным после программы обучения, а отношение тех, кто тренировался меньше всего, стало более негативным.

Ясно, что теория самовосприятия может быть довольно легко применена для изменения отношения большого количества людей с помощью занятий спортом в обществе и на работе. Но, есть две оговорки, которые следует иметь в виду при использовании этого подхода:

  • Во-первых, регулярные занятия спортом с большей вероятностью изменит установку, чем разовое мероприятие.
  • Во-вторых, участие должно доставлять удовольствие.

Как вы знаете из своего понимания социального научения и классического обусловливания, люди усваивают позитивное отношение из положительного опыта, а негативное отношение ‒ из негативного.

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.