Система военно-физической подготовки войск в эпоху становления капитализма
Капиталистический способ производства, освободив крестьян от феодальной зависимости, дал возможность выделить для ведения войн массы людей и материальных средств. Возникновение буржуазной армии, увеличение скорострельности и дальнобойности оружия повлекло за собой коренное изменение в тактике ведения боевых действий. Возникли новые боевые порядки — сочетание колонны с рассыпным строем, а затем и рассыпной строй. Гибкость и большая подвижность новых боевых порядков требовали от солдат большой выносливости, ловкости и сообразительности.
Целью физической подготовки на этом отрезке исторического времени становится подготовка солдат к быстрым и продолжительным походам, преодолению естественных и искусственных препятствий, действию оружием. В ряде стран Европы вводятся «Наставления по гимнастике для войск», в содержание которых включаются такие виды военно-прикладных физических упражнений, как бег и прыжки через различные препятствия, упражнения с винтовкой, ползание, борьба, вольтижировка, плавание, лыжи, гребля, упражнения на снарядах, бокс, различные подвижные игры и общеразвивающие упражнения. Для занятий военно-полевой гимнастикой строятся препятствия в виде рвов, окопов, стен, изгородей, бревен и пр. Большое место в подготовке солдат занимают упражнения в фехтовании в интересах обучения умелому применению в бою штыка.
Необходимо отметить понимание и стремление господствующего класса использовать феномен спорта в целях идеологического воспитания масс. Например, Прусское юнкерское правительство прямо ставило задачу перед основоположниками немецкой гимнастики Р. У. Фитом (1763—1836) и И. X. Ф. Гутс-Мутсом (1759—1839) разработать такой комплекс упражнений, который бы наряду с развитием военно-физических качеств и навыков воспитывал верноподданнические чувства и взгляды солдата агрессивной армии. Система воспитания «национального духа» средствами физических упражнений и состязаний быстро распространяется в Дании, Франции, Голландии, Италии, Англии, Швейцарии и других странах, где национальная буржуазия завоевывает позиции правящего класса. Главными теоретиками в развитии новых методов спортивною воспитания становятся П. Клиас в Швейцарии, Ф. Аморос во Франции, Ф. Нахтегалль в Дании, Ф. Ян в Германии и др.
Возникновение буржуазных армий, увеличение скорострельности и дальнобойности оружия привело к появлению новой тактики боевых порядков, что изменило требования к военно-физической подготовке войск. Все это вызвало необходимость в дальнейшей разработке вопросов теории спорта с целью получения эффективных средств и методов телесного развития людских резервов, повышения боеспособности армии, а также идеологической обработки масс.