Содержание материала

Система военно-физической подготовки войск в эпоху становления капитализма

Капиталистический способ производства, освободив кресть­ян от феодальной зависимости, дал возможность выделить для ведения войн массы людей и материальных средств. Возникно­вение буржуазной армии, увеличение скорострельности и даль­нобойности оружия повлекло за собой коренное изменение в тактике ведения боевых действий. Возникли новые боевые по­рядки — сочетание колонны с рассыпным строем, а затем и рас­сыпной строй. Гибкость и большая подвижность новых боевых порядков требовали от солдат большой выносливости, ловкости и сообразительности.

Целью физической подготовки на этом отрезке историческо­го времени становится подготовка солдат к быстрым и продол­жительным походам, преодолению естественных и искусственных препятствий, действию оружием. В ряде стран Европы вво­дятся «Наставления по гимнастике для войск», в содержание ко­торых включаются такие виды военно-прикладных физических упражнений, как бег и прыжки через различные препятствия, упражнения с винтовкой, ползание, борьба, вольтижировка, пла­вание, лыжи, гребля, упражнения на снарядах, бокс, различные подвижные игры и общеразвивающие упражнения. Для занятий военно-полевой гимнастикой строятся препятствия в виде рвов, окопов, стен, изгородей, бревен и пр. Большое место в подготов­ке солдат занимают упражнения в фехтовании в интересах обу­чения умелому применению в бою штыка.

Необходимо отметить понимание и стремление господствую­щего класса использовать феномен спорта в целях идеологиче­ского воспитания масс. Например, Прусское юнкерское прави­тельство прямо ставило задачу перед основоположниками немец­кой гимнастики Р. У. Фитом (1763—1836) и И. X. Ф. Гутс-Мутсом (1759—1839) разработать такой комплекс упражнений, который бы наряду с развитием военно-физических качеств и навыков вос­питывал верноподданнические чувства и взгляды солдата агрес­сивной армии. Система воспитания «национального духа» средст­вами физических упражнений и состязаний быстро распростра­няется в Дании, Франции, Голландии, Италии, Англии, Швейца­рии и других странах, где национальная буржуазия завоевывает позиции правящего класса. Главными теоретиками в развитии новых методов спортивною воспитания становятся П. Клиас в Швейцарии, Ф. Аморос во Франции, Ф. Нахтегалль в Дании, Ф. Ян в Германии и др.

Возникновение буржуазных армий, увеличение скорострель­ности и дальнобойности оружия привело к появлению новой тактики боевых порядков, что изменило требования к воен­но-физической подготовке войск. Все это вызвало необходи­мость в дальнейшей разработке вопросов теории спорта с целью получения эффективных средств и методов телесного развития людских резервов, повышения боеспособности армии, а также идеологической обработки масс.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000
.