Правомерно задать вопрос об особенностях педагогики спорта и ее связях с фундаментальными знаниями о воспитании людей. Педагогика — область научных и практических знаний о том, как следует воздействовать на людей в интересах воспитания их социальной природы. Она раскрывает сущность, цели, задачи и закономерности воспитания, определяет роль воспитания в жизни общества, развитии личности, процессах обучения и образования населения. Фундаментальные общепедагогические знания включают в себя историю педагогики, дидактику, теорию воспитания, школоведение и частные методики. Впервые педагогическое учение как составная часть философских систем появилось в Древней Греции (5—4 вв. до н. э.).
В дальнейшем возникновение прогрессивных педагогических знаний было отмечено в период становления буржуазного общества (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. А. В. Дистервег). Современный этап развития педагогики обусловлен состоянием мирового общественного прогресса. Спорт — составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, система организации, подготовки и проведения соревнований по различным спортивным дисциплинам. Включает в себя подсистемы: массовый спорт, спорт высших достижений, профессиональный спорт, спорт как учебный предмет, спорт как наука, спорт как зрелище, производство и бизнес.
Таким образом, педагогика спорта — одна из ветвей общей педагогики. Ее основы и источники находятся на стыке четырех групп общественных и естественных наук:
- общественные дисциплины (история, философия, логика, социология, этика, праксеология);
- психолого-педагогические дисциплины (психология, педагогика, акмеология);
- медико-биологические дисциплины (анатомия, физиология, биология, генетика);
- теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки и оздоровительной физической культуры.
Развитие общества на пороге XXI в. характеризуется тремя объективными тенденциями:
- качественно новым уровнем социального общения между государством и людьми;
- качественно новым уровнем взаимодействия человека с машиной;
- качественно новым уровнем производства и управления им.
Эти тенденции ставят общество перед необходимостью изменения требований к отечественному образованию, подготовке молодых специалистов иного качества и масштаба мышления. Перед высшей школой возникают проблемные задачи обеспечения организационного и содержательного соответствия требованиям времени. Эта закономерность определяет условия совершенствования содержания, организации и методики учебно-воспитательного процесса на кафедрах высших учебных заведений. Решение таких задач прежде всего состоит в повышении теоретического уровня и методических навыков специалистов по физической культуре.
Содержание учебных предметов кафедр спортивно-практических дисциплин, их совершенствование базируется на взглядах основоположника теории физического воспитания профессора П. Ф. Лесгафта. В своем учении Петр Францевич особое внимание уделял воспитанию морально-нравственных сторон личности путем физических упражнений. Исходя из единства физического и психического, П. Ф. Лесгафт утверждал необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным и эстетическим развитием человека. Его педагогические воззрения на психологию движений в связи с пониманием роли кинестетических ощущений в процессе становления и развития двигательного опыта были направлены на то, чтобы научить людей «с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу...». Методологическое положение П. Ф. Лесгафта о значительной пользе для жизни обучения человека разнохарактерным движениям посредством физических упражнений является основополагающим в деле совершенствования подготовки специалистов в области физической культуры.
В системе учебно-воспитательного процесса академий физической культуры кафедры спортивно-практических дисциплин занимают важное место, выполняя присущие только им образовательные функции. Преподаватели кафедры — мастера спорта по различным спортивным дисциплинам. Они вооружены знаниями теории и практики спортивной тренировки. С использованием избранных студентами спортивных специализаций преподаватели готовят специалистов с высшим образованием, владеющих теоретическими и практическими основами спортивной подготовки, методическими навыками организации учебно-тренировочной работы и проведения соревнований по разнообразным видам спорта. Выпускникам вменяется в обязанность умение использовать спорт в интересах военно-патриотического воспитания населения.
Учебной целью физкультурного вуза является процесс развития, обучения, образования, нравственного воспитания и психологической подготовки студентов с опорой на избранный вид спорта и в интересах профессионально-педагогической подготовки высококвалифицированных специалистов в области физической культуры. Такая подготовка основывается на реализации ряда базовых педагогических категорий, к которым относятся развитие, психологическая подготовка, обучение, воспитание, образование и социализация.
Какой же смысл в эти понятия вкладывает спортивно-педагогическая наука?
Развитие человека (интеллектуальное, физическое) с философской точки зрения понимается как закономерное изменение материи и сознания, в результате чего возникает новое качественное состояние объекта. Процесс развития может идти по восходящей линии — прогрессировать или по нисходящей линии — регрессировать. В последнем случае объект деградирует: теряет старые положительные свойства, не приобретая новых. В педагогике высшей школы принято понимать развитие как целеустремленный, планомерный и непрерывный процесс совершенствования умственной и физической деятельности студентов посредством содержания учебных дисциплин и определенного уклада жизнедеятельности в соответствии с будущей профессией и условиями работы.
Развитие студентов связано с обучением и воспитанием, что требует значительных усилий и мастерства со стороны педагога, перед которым стоит задача научить их анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, а при необходимости и уметь абстрагироваться, принимая профессиональные решения. Развитие базируется на творческом мышлении образованного и культурного человека. Гармония и красота всегда отражали стремление человека к физическому развитию, к умению мобилизовать в нужный момент физические и духовные силы. Поэтому процесс развития предполагает не только совершенствование у студентов психических качеств, но и создание новых психологических структур, необходимых для профессиональной деятельности.
В теории физической культуры принято употреблять термин «развитие» по отношению к физическим качествам (развить силу, быстроту, выносливость). Глагол же «формировать», как правило, применяется по отношению к двигательному навыку (сформировать у фехтовальщика навыки в атаках «на видение», у рукопашников — чувство дистанции, времени и т. п.). Употребление термина «формирование» (в смысле придания чему-либо определенной формы, законченности) в качестве синонима «развитие» будет оправданно и грамотно лишь в определенных случаях.
Психологическая подготовка — это целеустремленный, организованный процесс формирования у студентов средствами спорта эмоционально-положительного и стойкого отношения к профессии, внутренней готовности к преодолению трудностей и активного стремления к овладению спортивно-педагогическим мастерством.
Обучение — взаимообусловленный, целенаправленный, организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс по передаче знаний, умений и навыков спортивных дисциплин и овладению ими. Обучение представляет собой основной путь получения специального образования по физической культуре. В ходе обучения от преподавателя требуется не только изложить систему каких-либо знаний, перечислить передовые методы, приемы и правила рациональной спортивной работы, но, главное, уметь вызвать у обучаемых интерес к познанию предмета, к творческому поиску и эвристическому открытию уже известных истин: «Самые прочные знания те, которые мы активно добываем сами». Обучения без воспитания не бывает. Обучение в той или иной мере всегда воспитывает.
Воспитание (от лат. educare — вытягивать) в буквальном смысле означает «выращивание». Русскому слову «воспитание», которое имеет своим корнем глагол «питать», соответствует синоним «кормить». Поэтому в древнерусском языке слова «воспитание» и «вскармливание» — синонимы. Слово «воспитание» употребляется в широком и узком, социальном и педагогическом смысле. Демокрит (460—370 гг. до н. э.) выразил сущность воспитания следующим образом: «Природа и воспитание подобны. А именно воспитание перестраивает человека и, преобразуя, создает [ему вторую ПРИРОДУ]». Воспитание — это процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях ее подготовки к производительной общественной и культурной деятельности. Цели, содержание и организация социального воспитания определяются господствующими общественными отношениями.
В педагогическом смысле под воспитанием понимается целенаправленная, организованная система воздействий средствами физической культуры в интересах формирования у людей мировоззренческих позиций, нравственных идеалов, норм и отношений, эстетического восприятия и отношения к действительности, высоких специальных качеств и, безусловно, потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы» (Демокрит).
В узком смысле термин «воспитание» может употребляться, когда под ним понимается специальная педагогическая работа, направленная на формирование конкретных навыков, свойств, взглядов и убеждений студентов. Термин «воспитание» можно применять в значении, когда подразумевается лишь одна из каких-либо сторон воспитания: воинская, физическая, нравственная, правовая, экологическая и т. п.
Понятия «физическое воспитание» и «физическое образование» специалисты различали еще во времена П. Ф. Лесгафта. Прерогативой области воспитания были «нравственные качества человека и его волевые проявления», то есть выработка характера путем занятий физическими упражнениями и спортом.
Слово «образование» издавна понималось двояко:
- собственно процесс усвоения человеком определенной системы знаний, навыков и умений;
- результат этого процесса, выраженный определенными уровнями теоретической и практической подготовки человека.
Задачи «физического образования» у П. Ф. Лесгафта по ширине диапазона и глубине понимания диалектично соответствуют современному пониманию воспитывающего обучения. «Умственный рост и развитие, — писал П. Ф. Лесгафт, — требуют соответствующего развития физического». Система «физического образования», предложенная П. Ф. Лесгафтом, решая попутно задачи оздоровления и гигиены, реализовывала связь физического воспитания и образования с умственным развитием, нравственным и эстетическим воспитанием, и что особенно ценно — она была целиком направлена на подготовку к производительному труду.
Между обучением, развитием, психологической подготовкой и воспитанием существуют сложные и противоречивые взаимосвязи. Идейная направленность специального образования делает его сущность монолитной. Система физкультурного образования становится привлекательной силой по мере сознательного выбора студентами будущей профессии. Если же мы подвергнем анализу уровень учебно-воспитательного процесса отдельной кафедры, то увидим, что интерес к предмету непосредственно связан с содержанием учебного материала, организацией процесса его усвоения, а также с объемом знаний, умений и навыков, подлежащих проверке на зачетах и экзаменах.
Учебно-воспитательный процесс кафедры и его организация имеют определенную логику (от греч. logos — слово, мысль, разум). Система, лежащая в его основе, направлена на решение вопросов специального образования и нравственного воспитания средствами спорта. Учебные занятия студентов организуются таким образом, чтобы сформировать специалиста, способного к работе в области физической культуры в XXI веке. Изучение истории спорта способствует развитию творческого мышления, критичности при осмысливании имеющегося опыта, стремлению к самообразованию, вырабатывает навыки оптимального решения разнообразных спортивно-педагогических задач. Учет таких факторов, как благоприятный психологический климат, добровольность и интерес обучаемых к учебно-тренировочным занятиям, повышает эффективность процесса социализации. Совмещая тяжелые физические нагрузки и умственную работу, студент создает предпосылки к овладению истоками профессионально-педагогического мастерства, что в дальнейшем обеспечивает достойное место субъекту в обществе.
Социализация в педагогике спорта понимается как целеустремленный процесс усвоения человеком общественно значимых норм, ценностей и знаний в ходе занятий спортом. Формирование полноправного члена общества при помощи занятий определенной спортивной дисциплиной — трудноуправляемый и противоречивый процесс, зависящий от социально-экономической структуры государства и подверженный влиянию многочисленных спонтанных факторов. В основе социализации лежит идея социального раскрепощения субъекта.
Идея раскрепощения уходит в глубь истории военно-педагогической мысли. Например, Ф. Энгельс, отмечая превосходство легкой французской пехоты, писал: «...в каждой казарме имеется фехтовальный и танцевальный залы. В первом обучаются фехтованию на рапирах и палашах; во втором обучаются танцам и борьбе... Каждый солдат может выбрать тот вид упражнений, которому он будет обучаться, но один из этих видов он обязан изучить... Все эти упражнения, равно как и гимнастика, в собственном смысле этого слова, изучаются не потому, что они необходимы сами по себе; обучение этим упражнениям проводится потому, что они вообще развивают физическую силу и ловкость у солдат и придают им большую уверенность в себе... Залы отнюдь не являются местом, где выполняются скучные обязанности, — напротив, они представляют собой нечто привлекательное и удерживают солдата в казармах даже в свободное от занятий время; он идет туда для развлечения; если в строю он был не более чем машиной, то здесь со шпагой в руке он независимый человек, пришедший померяться с товарищами своей ловкостью; и вся та уверенность в своей быстроте и ловкости, которые он приобретает здесь, принесет большую пользу для службы...»
Идеи о высвобождении способностей человека, о многообразии форм воспитания являются прочной основой педагогики спорта. Значимые для молодых людей и полезные для профессионального дела виды спорта наполняют досуг молодежи конкретным содержанием. Спорт из общественно-исторического явления превращается в условие формирования здорового, творчески активного поколения. Любые спортивные дисциплины или их комбинации могут быть использованы при создании эффективных спортивно-педагогических систем, обладающих мощным потенциалом воспитательного воздействия. В качестве организационно-методического принципа в данном случае выступает условие эмоционально положительного соучастия старших и младших в спортивных тренировках и соревнованиях, что способствует преемственности знаний и товарищескому сплочению. При таком подходе квинтэссенцией содержания высшего специального образования становится единство процессов развивающего обучения и патриотического воспитания. Необходима не репродуктивная передача формальных знаний с развитой у обучаемых привычкой к готовым рецептам, а конструктивный подход к обучению с задачей развивать у выпускников способность к проектированию эффективных систем физического воспитания.
Учебные цели спортивно-педагогической кафедры, составляя звено в системе подготовки специалиста, органично вписываются в единый педагогический процесс вуза. Созданный таким образом механизм спортивно-педагогического образования способствует развитию студенческого творчества. В этом случае условия учебно-воспитательной среды выступают в виде социально-психологических детерминант. Ими определяются уровни качества знаний, поведения и практической деятельности студентов-спортсменов. Чтобы обеспечить нормальные условия протекания учебно-воспитательного процесса, профессорско-преподавательский состав вуза обязан стоять на конструктивных, научно состоятельных и практически целесообразных позициях. Издержки поведения спортсменов, нарушения ими учебной дисциплины, отсутствие у них желания учиться свидетельствуют о плохо продуманной и недостаточно отлаженной системе воспитывающего обучения.
В ходе обучения различным спортивным дисциплинам, которое носит поэтапно-ступенчатый характер, у студентов происходит развитие интеллектуальной, психомоторной, эмоционально-волевой и соматической сфер, формируются положительные качества характера, повышается уровень индивидуальной психологической подготовки. Участие в организации спортивных соревнований и судействе соответствует стремлению студентов к самосовершенствованию в педагогике спорта. Например: развить силу и красоту тела, научиться переносить и терпеть большие физические нагрузки, воспитать в себе уверенность в победе в единоборстве с противником и т. п. Таким образом, в основании педагогической задачи по созданию положительно активированного отношения студентов к освоению содержания учебной программы лежат следующие принципы:
- стремление к красоте человеческого тела;
- повышение физической работоспособности, выносливости;
- формирование веры в себя, в свои интеллектуальные, психомоторные и эмоционально-волевые возможности;
- умение владеть собой на основе высокой нравственной культуры.
Фактор соучастия в спортивных тренировках, соревнованиях и судействе способствует росту взаимных коммуникаций в референтных человеческих группах. Эти взаимодействия затем могут переходить в более сложные процессы дружеских общений. В таком случае число увлеченных спортом людей возрастает по типу «снежного кома». За счет любознательности и взаимообучения ускоряется освоение сложных двигательных навыков. Процесс развивающего обучения в спорте осуществляется при помощи системы воспитательных воздействий, которая предусматривает формирование у спортсменов взглядов, основанных на нравственных, патриотических и воинских традициях Российского государства. Соблюдение вышеназванных принципов в состоянии обеспечить жизнеспособность отечественной педагогики спорта. Вместе с тем необходимо признать, что разработка «дерева целей» спортивного воспитания относится к малоизученной проблеме формирования положительных характерологических качеств личности в процессе занятий спортом, что само по себе представляет сложную теоретическую и экспериментальную задачу. Ее предстоит решать в дальнейшем, используя данные практического опыта и научных обобщений.
Педагогика спорта определяет воспитательную работу с тренерами как систему целеустремленных, взаимосвязанных, взаимодополняющих воздействий содержательного и организационного порядка, составляющую единый комплекс мероприятий с целью гармонического и непрерывного развития специалистов, повышения их общей культуры и профессионально-педагогической подготовки.
Система воспитательной работы зависит от условий жизни и менталитета общества, а также от актуального состояния высшего образования. Она составляет основу нравственного, правового и эстетического воспитания тренеров по видам спорта и спортивных коллективов. Основные направления воспитательной работы реализуются при сочетании различных направлений и форм (табл. 2).
Таблица 2
Основные направления воспитательной работы с тренерами по спорту
Основные направления работы |
Формы работы |
В области умственного воспитания |
Чтение классических произведений, эвристические беседы; интеллектуальные игры; компьютерное образование; изучение иностранных языков |
В области нравственного воспитания |
Этическое просвещение; исполнение общественно полезных дел |
В области военно-патриотического воспитания |
Знакомство с историей России; подготовка и служба в Вооруженных Силах РФ |
В области эстетического воспитания |
Развитие эстетического понимания и вкуса (театр, выставки художественных произведений, музеи) |
В области физического воспитания |
Систематические физические тренировки и закаливание |
Однако, как показывает опыт, многие тренеры, овладевая в вузах физической культуры теорией и методикой спортивной тренировки, затрудняются на практике осуществлять непрерывные воспитательные воздействия. Одной из причин этого является недостаточная разработанность вопросов теории спортивного воспитания и как следствие — упущения в воспитательной работе со спортсменами.
Сущность спортивно-педагогической деятельности тренера составляет решение ряда и спортивных, и воспитательных задач в их единстве: не умел — научился, не мог — смог, не знал — узнал, не понимал — понял, не верил — поверил и т. д.
Успешное решение задач, возникающих в спортивной практике, обусловлено:
- способностями и умениями тренера;
- спецификой спортивно-педагогического труда;
- общими и специальными требованиями к тренеру.
Деятельность тренера предполагает наличие у него определенных педагогических способностей и умений. К ним относятся:
1. Гностические способности, предполагающие непрерывное развитие интеллекта и своих познавательных возможностей, постоянное выявление причин нежелательных последствий, которые могут возникнуть в спортивно-педагогическом процессе, и умение их нейтрализовывать. Тренеру нельзя замыкаться в узком круге технологических знаний, господствующих в его виде спорта. Ему необходимо критически осмысливать передовой опыт, накопленный в других видах спорта, уметь транспонировать данные философии, истории и многих других наук, применяя их в спортивно-педагогической практике. Поэтому одной из актуальных задач педагогики спорта в физкультурных заведениях является подготовка преподавателей (тренеров), наученных учиться не репродуктивно, а на уровне исследования, умеющих «воспитывать воспитателей».
2. Конструктивные способности, которые предполагают умение преподавателя (тренера) отбирать талантливых учеников, прогнозировать их результаты, проектировать частную методику спортивной подготовки (воспитания) в соответствии с поставленными целями.
3. Коммуникативные способности, требующие от преподавателя (тренера) умения устанавливать правильные отношения со спортсменами и ближайшим окружением, корректируя их в соответствии с развитием системы взаимоотношений, формировать спортивный коллектив, имеющий прочные традиции, и направлять его воздействие на отдельную личность.
4. Организаторские способности, которые проявляются в умении создать необходимые условия для качественного и эффективного протекания спортивно-педагогического процесса. Сюда относятся материально-техническая база, медико-биологическое обеспечение, мероприятия по улучшению жилищно-бытовых условий, обеспечение психологического комфорта и жизненной перспективы спортсменов.
Специфика спортивно-педагогической деятельности тренера объективно обусловлена рядом особенностей.
Первая особенность — необходимость высоких нравственно-мировоззренческих качеств тренера.
Вторая особенность — строгая регламентация поведения на основе моральной и юридической ответственности. В то же время, как показывает практика, отчетливо вырисовывается другая сторона отношений «тренер — спортсмен», выраженная особым тактом, чуткостью, доверительностью, можно сказать, братством между воспитателем и воспитанниками. Особо это проявляется в спорте высших достижений, где высока опасность получения травмы или даже увечья.
Третья особенность — многообразие видов тренерского труда. Есть тренеры, которые успешно работают с детско-юношеским контингентом, другие — умело готовят мастеров спорта, третьи — способны доводить спортсменов (команды) до высших результатов международного класса и рекордов. К этому необходимо добавить и различные виды спорта. На сегодняшний день в России очень много спортивных дисциплин, по которым присваиваются спортивные разряды и звания. Очевидно, что спортивно-педагогический процесс в различных видах спорта, например в шахматах и боксе, качественно различен и накладывает отпечаток на специфику тренерского труда.
Четвертая особенность — добровольность занятий спортом. Она определяет характер взаимоотношений спортсмена и тренера. Отсутствие контакта, доверия и уважения к тренеру может быть одной из причин ухода перспективного спортсмена. Высокие физические нагрузки, предельные эмоционально-волевые напряжения, риск потери здоровья, отрицательное отношение семьи — факторы, сопровождающие большой спорт. Они также могут послужить причинами прекращения спортивных занятий. В этой ситуации многое зависит от тренера.
Пятая особенность — способы общения в момент соревнований. Спортивные соревнования относятся к экстремальным и сверхэкстремальным видам человеческой деятельности. На тренировках, во время спортивных сборов и в часы свободного времени тренеры не испытывают трудностей во взаимоотношениях со спортсменами. Трудности возникают в период ответственных стартов, так как нервно-психическое напряжение, состояние психологического стресса испытывают не только спортсмены, но и тренеры. От тренера требуются большая выдержка и такт по отношению как к отдельному спортсмену, так и ко всей команде. Поведение тренера в момент соревнований существенно влияет на морально-боевой дух и результаты спортсменов.
Шестая особенность — высокий уровень физической кондиции и технического мастерства. Авторитетность, внимательность, высокая коммуникабельность, доверительность при обсуждении «секретов» спортивного мастерства с воспитанниками во многом зависят от постоянной работы тренера над совершенствованием своих физических возможностей и теоретических знаний независимо от возраста. Это трудное, но совершенно необходимое условие для успешной спортивно-педагогической деятельности.
Седьмая особенность — фактор времени в работе со спортивным коллективом. Объединение людей на основе занятий каким-либо видом спорта носит непостоянный характер. Время объединения может варьироваться в широких пределах (от месяца — учебно-тренировочный сбор, до нескольких лет — сборная команда). Члены данного спортивного коллектива одновременно являются и членами других коллективов (по месту службы, учебы, работы и т. п.). Эти факторы усложняют работу тренера по созданию и руководству спортивным коллективом.
Восьмая особенность — высокий удельный вес основных компонентов тренерского труда: умственного, творческого, эмоционально-волевого, физического.
Особенности практической деятельности преподавателя (тренера) высшей квалификации определяют требования к его спортивно-педагогическому мастерству. Спортивно-педагогическое мастерство определяется как синтез высокоразвитого педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, спортивных навыков, умений и эмоционально-волевых качеств — все это во взаимосвязи с высокими моральными качествами личности позволяет тренеру эффективно и качественно решать учебно-воспитательные задачи.
Сложная структура педагогического мастерства тренера включает в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты. К ним относятся:
- высокая нравственность;
- широта кругозора, высокий общий культурный уровень, эрудиция;
- глубокое знание вопросов теории и практики спорта;
- умение планировать спортивно-педагогический процесс и управлять им;
- мастерство в передаче специальных знаний — педагогически целесообразно организованное поведение тренера; владение техникой поощрения и принуждения; воздействие на других через спортивный коллектив; владение собой (голосом, мимикой, жестом, эмоциями);
- педагогический такт, чуткость по отношению к воспитанникам, положительно окрашенная манера поведения и доверительность общения со спортсменами;
- подвижное мышление, умение схватывать сущность педагогической ситуации и быстро принимать решение о характере необходимых воздействий;
- способность выслушивать собеседника, понимать воспитуемого, намечать его жизненную перспективу;
- высокие организаторские качества и стремление к передовому;
- высокая требовательность, основанная на подлинном гуманизме.
Сочетание приемов, способов, методов и форм процесса воспитания является залогом успеха в формировании индивидуального стиля спортивно-педагогической деятельности, который может качественно совершенствоваться при ярко выраженной склонности и любви к выбранной профессии, а также путем вдумчивой и кропотливой работы спортивного педагога над выработкой у учеников потребности к самовоспитанию.
Самовоспитание — это целеустремленная, активная деятельность, направленная на формирование и развитие у себя положительных привычек, личностных качеств (с устранением отрицательных) в соответствии с осознанными общественными потребностями и личным планом самосовершенствования.
Стремление человека к самосовершенствованию объективно, так как его мышление категориально от природы и обусловлено физиологическим строением человеческого мозга. Все явления окружающей действительности человек независимо от образования может нравственно разделить на «хорошо» и «плохо». Это составляет основу побуждений и мотивов индивида к самосовершенствованию: самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, самосозерцанию, самоуглублению.
Самовоспитание специалиста в области физической культуры — тренера высшей квалификации — отражает специфику педагогической деятельности. Тот, кто серьезно готовит себя к этой специальности, должен не только сам уметь воспитывать себя, но и владеть методикой руководства самовоспитанием, то есть уметь готовить спортсмена к самовоспитанию, прививать ему навыки и умения самостоятельной работы над собой. Методы и средства по руководству самовоспитанием спортсменов становятся эффективными, если обеспечены следующие условия:
1. Высокое качество преподавания спортивно-практических дисциплин в академии физической культуры. Студенты академии являются, как правило, мастерами спорта. За их плечами многолетний опыт выступлений в большом спорте. Если содержание учебной программы по «Теории и практике вида спорта» окажется ретроспективным, то предмет не вызовет заинтересованности в его освоении, а учеба будет носить формальный характер. В этом случае преподаватель вуза, ограниченный рамками программы, не сможет пробудить у студента личную инициативу, учебную требовательность к себе, активность поиска, самостоятельность, творчество — все то, без чего немыслима работа по самосовершенствованию. Высокое качество преподавания в то же время зависит от личности преподавателя (тренера), который должен быть принят студентами как непременный авторитет передовой теоретической мысли и практического действия. Сама личность такого преподавателя станет побудителем в стремлении студентов к самовоспитанию.
2. Осознание студенческими коллективами академии физической культуры необходимости в постоянном самосовершенствовании. Учебный студенческий коллектив — мощный инструмент вузовского воспитания (самовоспитания). При правильной постановке дела в учебной группе студент получает все необходимое для всестороннего развития. Отношения между студентом и учебной группой по вопросам теории и практики самовоспитания должны быть согласованы, взаимосвязаны. Признаком сплоченного студенческого коллектива является совпадение взглядов его членов по важным моментам самовоспитания. Например, общность ориентировки на определенный эталон поведения и деятельности тренера — идеального исполнителя данной социальной роли. Роль учебного коллектива в самовоспитании его членов повышается, если есть актив, способный к неформальному лидерству по руководству учебным процессом (планирование, контроль, коллективное обсуждение проблем, оценка результатов и корригирование недостатков). Для успешного руководства процессом самовоспитания в учебной группе также необходимо, чтобы студенты осознали (независимо от уровня спортивного мастерства и вида спорта), что профессия тренера требует качественно более глубоких знаний и иных навыков и умений, нежели те, которые были получены ими через практику спорта.
Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский считал, что человек по-настоящему воспитывается тогда, когда он воспитывает другого человека; чувства собственного достоинства, чести, гордости пробуждаются в человеке при том условии, когда он вкладывает частицу своих духовных сил в другого человека, стремится сделать его лучше, видит в нем, как в зеркале, себя — свои нравственные черты, творческие способности, мастерство.
Практическая тренерская работа у студентов академии физической культуры должна начинаться с первого курса. У студентов, которые ранее были в качестве спортсменов, появляется возможность на практике проверить теоретические знания, сопоставить результаты собственной практической деятельности с работой передовых тренеров. Это помогает осознать новые требования и условия, что придает работе по самовоспитанию активный и организованный характер.
В методике руководства самовоспитанием можно условно выделить три основные части работы:
- организационная;
- информационная;
- контрольно-исполнительская.
Организационная часть работы по руководству самовоспитанием предполагает создание условий для комплексного осуществления специальных мероприятий, направленных на обеспечение работы по совершенствованию своей личности. Если в академии физической культуры практическая работа студентов в качестве тренеров не является обязательной и условия ее проведения не обеспечены организационно и материально, то об эффективности процесса самовоспитания говорить не приходится.
Информационная часть работы предполагает вооружение студентов знаниями, навыками и умениями по вопросам самовоспитания. Они изучают требования к тренеру и спортивно-педагогическому процессу, учатся методам и приемам познавания личности и самооценки, работают над литературой по теории и методике самовоспитания. Все это становится побудителем к активной творческой деятельности по самовоспитанию, приобретая свойство устойчивого мотива.
Контрольно-исполнительская часть работы предполагает оценку и корригирование практики самовоспитания. С целью объективизации оценки процесса самосовершенствования информация должна поступать по трем каналам: оценка результата деятельности руководством, товарищами по учебе, самооценка. Сопоставление непосредственных и опосредованных данных позволяет правильно оценить успехи и устранить диспропорцию между результатами достижения и действительностью.
Таковы самые общие положения, отражающие состояние педагогических проблем спорта, центральной из которых является подготовка будущего тренера-преподавателя, который, по образному сравнению профессора А. В. Барабанщикова, должен быть в одном лице «и автором-сценаристом, и режиссером-постановщиком, и актером», а главное, стойким бойцом на поприще внедрения спорта в повседневный быт населения.