Система физической подготовки в Древней Персии
Характер боевых действий рабовладельческого периода и вооружение требовали от воина сравнительно немногочисленных и довольно несложных приемов и действий. Поэтому в подготовке главное внимание уделялось не обучению приемам и действиям, а систематической, длительной тренировке, в процессе которой античные воины достигали высокого уровня физической подготовленности и владения оружием. Эта особенность отчетливо проявляется в системе физической подготовки древних персов (табл. 4).
Таблица 4
Система физической подготовки в Древней Персии
Цель |
Воспитание гражданина, представителя нации и правящего класса рабовладельцев |
Задачи |
Физически развить перса в сторону большего проявления телесных сил и быстроты Овладение верховой ездой, пусканием стрел и метанием копий Воспитание честности (говорить правду тому, кому следует), душевной бодрости, терпения, неприхотливости, чувства справедливости и самообладания |
Средства |
Бег, пускание стрел, верховая езда, метание копий, охота, охрана общественных учреждений, военные состязания, походы, сражения |
Формы |
Деятельная и умеренная повседневная жизнь детей, юношества и взрослых, подчиненная общественным законам, национальным традициям и обычаям (жесткая регламентация социальной жизни) |
Методы воспитания |
Упражнения (приготовительные, военные) Принуждение (например, приучение выносить терпеливо жажду, голод, холод, жару, мужественно противостоять всяким опасностям) Пример (воспитателями избирались самые почтенные члены общества, достигшие 50 лет, которые могли служить примером) Состязание |
Организация |
Направленное воспитание в семье до 7 лет Специальные общественные воспитательные учреждения после 7 лет |
Некоторые различия в системах физической подготовки древних рабовладельческих государств были обусловлены особенностями политического устройства и экономического уклада. Зависимость одного от другого особенно просматривается, если сопоставить Афины и Спарту. В Афинах преобладает стремление к преимущественному развитию внешней красоты и изящества. В Спарте — стремление выработать привычку к невзгодам, выносливость и устойчивость против неблагоприятных влияний. Афинская республика была передовым государством рабовладельческой Греции в области промышленности и торговли. Законодательство Клисфена (509 г. до н. э.), которое уничтожило остатки родового строя, сделало управление рабами, привезенными издалека, легче, чем местными жителями, обращенными в рабство. Поэтому афинская система не ограничивалась военно-физической подготовкой молодежи, а была направлена на ее разностороннее воспитание. Рабовладение Спарты зиждилось на принуждении некоренных земледельцев, которые жили в наследственных селениях и говорили на одном языке, отдавать плоды труда завоевателям. Такая форма рабства приближалась к крепостнической форме отношений. Она требовала от спартанцев особенно большого внимания к воспитанию у молодежи прежде всего военных знаний и навыков, а также обусловливала сохранность иерархии и обычаев родового строя.
«Физическая подготовка войск, зародившаяся впервые в армиях эпохи рабовладения, была направлена на решение особых задач: формирование важнейших военно-прикладных двигательных навыков у воинов, развитие у них как физических качеств (мышечной силы, быстроты действий, ловкости, большой физической выносливости), так и волевых: смелости, решительности, настойчивости и мужества». Все это достигалось в процессе непосредственного участия воинов:
- в боевой деятельности (походы, сражения);
- в специальных учебно-тренировочных занятиях;
- в публичных состязаниях и играх.
Широкое использование спорта в целях общественного воспитания подтверждается высоким уровнем боеготовности войск, пробуждением энтузиазма и внутренней энергии у представителей правящего класса, а также глубиной развития вопросов теории, организации и методики проведения публичных состязаний и игр. Например, специальные спортивные сооружения (Большой цирк и Цирк Фламиниев в Риме) поражают смелостью и точностью архитектурного замысла, а также исполинскими размерами: Большой цирк мог вместить до 383 000 человек. Организация состязаний и заведование ими поручались прэкторам, квесторам и консулам, а после императора Августа для этих целей был учрежден даже особый придворный чин.
Состязания представляли собой сложную форму как по организации проведения, так и по подготовке к ним. Например, для подготовки людей, лошадей и инвентаря к состязаниям колесниц были учреждены специальные заведения под управлением одного или нескольких лиц. В специальных фехтовальных школах занимающимся давали пищу, которая содействовала быстрому восстановлению сил после усиленной мышечной работы. Победителей состязаний награждали пальмовыми ветвями, серебряными венками, деньгами, драгоценными подарками и т. п.
Для воспитания у молодежи любви к военному делу устраивались особые состязания (севиральные, троянские игры), поощряющие римское молодое рыцарство в стремлении постоянно выполнять различные военные упражнения, передвижения и эволюции. Обращает на себя внимание совершенная методика обучения отдельному приему (действию) фехтования: после того как прием назывался и показывался, начинающий гладиатор первоначально упражнялся деревянным шестом (батуере); затем оружие утяжелялось и изменялись мишени — удар или укол наносился по столбу и кукле, набитой соломой. Освоивший положения, передвижения и приемы фехтования допускался к публичным состязаниям, а выиграв их, получал дощечку из слоновой кости со своим именем и датой победы.
Особенно следует отметить общественно-политическую функцию публичных состязаний и игр, которые назначались первоначально для умиротворения гнева богов при болезнях, засухе и прочих бедствиях, перед войной или решающим сражением.
В последующем состязания стали устраиваться во славу и на благо государства, во здравие главы государства (введено со времен Цезаря), в память различных событий в императорской семье (в дни рождения, восшествия на престол императора, памяти умерших и т. п.).