Содержание материала

Система физической подготовки в Древней Персии

Характер боевых действий рабовладельческого периода и во­оружение требовали от воина сравнительно немногочисленных и довольно несложных приемов и действий. Поэтому в подготов­ке главное внимание уделялось не обучению приемам и дейст­виям, а систематической, длительной тренировке, в процессе ко­торой античные воины достигали высокого уровня физической подготовленности и владения оружием. Эта особенность отчет­ливо проявляется в системе физической подготовки древних персов (табл. 4).

Таблица 4

Система физической подготовки в Древней Персии

Цель

Воспитание гражданина, представителя нации и правящего класса рабовладельцев

Задачи

Физически развить перса в сторону большего проявления телесных сил и быстроты

Овладение верховой ездой, пусканием стрел и метанием копий

Воспитание честности (говорить правду тому, кому следует), душевной бодрости, терпения, неприхотли­вости, чувства справедливости и самообладания

Средства

Бег, пускание стрел, верховая езда, метание копий, охота, охрана общественных учреждений, военные состязания, походы, сражения

Формы

Деятельная и умеренная повседневная жизнь детей, юношества и взрослых, подчиненная общественным законам, национальным традициям и обычаям (жест­кая регламентация социальной жизни)

Методы воспитания

Упражнения (приготовительные, военные)

Принуждение (например, приучение выносить терпе­ливо жажду, голод, холод, жару, мужественно проти­востоять всяким опасностям)

Пример (воспитателями избирались самые почтенные члены общества, достигшие 50 лет, которые могли служить примером)

Состязание

Организация

Направленное воспитание в семье до 7 лет

Специальные общественные воспитательные учрежде­ния после 7 лет

Некоторые различия в системах физической подготовки древ­них рабовладельческих государств были обусловлены особен­ностями политического устройства и экономического уклада. Зависимость одного от другого особенно просматривается, если сопоставить Афины и Спарту. В Афинах преобладает стремле­ние к преимущественному развитию внешней красоты и изяще­ства. В Спарте — стремление выработать привычку к невзгодам, выносливость и устойчивость против неблагоприятных влияний. Афинская республика была передовым государством рабовла­дельческой Греции в области промышленности и торговли. Зако­нодательство Клисфена (509 г. до н. э.), которое уничтожило ос­татки родового строя, сделало управление рабами, привезенны­ми издалека, легче, чем местными жителями, обращенными в рабство. Поэтому афинская система не ограничивалась воен­но-физической подготовкой молодежи, а была направлена на ее разностороннее воспитание. Рабовладение Спарты зиждилось на принуждении некоренных земледельцев, которые жили в на­следственных селениях и говорили на одном языке, отдавать плоды труда завоевателям. Такая форма рабства приближалась к крепостнической форме отношений. Она требовала от спартан­цев особенно большого внимания к воспитанию у молодежи прежде всего военных знаний и навыков, а также обусловливала сохранность иерархии и обычаев родового строя.

«Физическая подготовка войск, зародившаяся впервые в ар­миях эпохи рабовладения, была направлена на решение особых задач: формирование важнейших военно-прикладных двигатель­ных навыков у воинов, развитие у них как физических качеств (мышечной силы, быстроты действий, ловкости, большой физи­ческой выносливости), так и волевых: смелости, решительности, настойчивости и мужества». Все это достигалось в процессе не­посредственного участия воинов:

  • в боевой деятельности (походы, сражения);
  • в специальных учебно-тренировочных занятиях;
  • в публичных состязаниях и играх.

Широкое использование спорта в целях общественного вос­питания подтверждается высоким уровнем боеготовности войск, пробуждением энтузиазма и внутренней энергии у представите­лей правящего класса, а также глубиной развития вопросов те­ории, организации и методики проведения публичных состязаний и игр. Например, специальные спортивные сооружения (Боль­шой цирк и Цирк Фламиниев в Риме) поражают смелостью и точностью архитектурного замысла, а также исполинскими раз­мерами: Большой цирк мог вместить до 383 000 человек. Органи­зация состязаний и заведование ими поручались прэкторам, квесторам и консулам, а после императора Августа для этих це­лей был учрежден даже особый придворный чин.

Состязания представляли собой сложную форму как по орга­низации проведения, так и по подготовке к ним. Например, для подготовки людей, лошадей и инвентаря к состязаниям колес­ниц были учреждены специальные заведения под управлением одного или нескольких лиц. В специальных фехтовальных шко­лах занимающимся давали пищу, которая содействовала быстро­му восстановлению сил после усиленной мышечной работы. По­бедителей состязаний награждали пальмовыми ветвями, сереб­ряными венками, деньгами, драгоценными подарками и т. п.

Для воспитания у молодежи любви к военному делу устраива­лись особые состязания (севиральные, троянские игры), поощ­ряющие римское молодое рыцарство в стремлении постоянно выполнять различные военные упражнения, передвижения и эволюции. Обращает на себя внимание совершенная методика обучения отдельному приему (действию) фехтования: после того как прием назывался и показывался, начинающий гладиатор первоначально упражнялся деревянным шестом (батуере); затем оружие утяжелялось и изменялись мишени — удар или укол на­носился по столбу и кукле, набитой соломой. Освоивший положения, передвижения и приемы фехтования допускался к пуб­личным состязаниям, а выиграв их, получал дощечку из слоно­вой кости со своим именем и датой победы.

Особенно следует отметить общественно-политическую функ­цию публичных состязаний и игр, которые назначались первона­чально для умиротворения гнева богов при болезнях, засухе и прочих бедствиях, перед войной или решающим сражением.

В последующем состязания стали устраиваться во славу и на благо государства, во здравие главы государства (введено со вре­мен Цезаря), в память различных событий в императорской семье (в дни рождения, восшествия на престол императора, па­мяти умерших и т. п.).