На Руси состязания в интересах воинского воспитания активно проводились в поместных, стрелецких и казацких войсках в XI—XVI вв. Особой ловкостью и физической выносливостью отличались казаки, которые в свободное от работы и походов время состязались в беге, скачках со стрельбой и рубкой, в кулачных боях и в других военно-прикладных упражнениях. Развитие естественных наук, появление огнестрельного оружия означало новые способы ведения войны. Вооружение и тактика были основными условиями для возникновения и развития новых систем физического воспитания воинов.
В начале XVIII в. выделяется своей прогрессивностью русская система, в основу воинского обучения которой были положены требования устава1716 г.: «...непрестанно тому обучать, как в бою поступать». В содержание обучения русских войск были включены: маршевая, строевая, тактическая подготовка, стрельба, штыковой бой и морские учения (для флота). Важным видом физической тренировки была маршевая подготовка — длительное передвижение в полном снаряжении, форсирование встречающихся водных преград. В результате такой системы физических тренировок русские войска обладали высокой выносливостью и большими маршевыми возможностями. В1710 г. Семеновский полк из Москвы в Петербург прошел со средней скоростью45 кмв сутки.
Боевые учения, полевые маневры, штурм крепостей с применением пехоты, артиллерии, кавалерии повышали физическую подготовленность солдат. Эта система впоследствии оказала большое влияние на формирование военно-педагогических взглядов А. В. Суворова в области боевого обучения и физической подготовленности войск. Вопросы теории и практики обучения и воспитания войск А. В. Суворов изложил в «Полковом учреждении», «Науке побеждать» и других трудах. Глубокий смысл системы А. В. Суворова, не потерявший актуальности и в наше время, заключался в обеспечении соответствия между целью, содержанием, результатом процесса боевой и физической подготовки войск. Основная цель и результат — готовность войск к высокоманевренному управлению, к смелым, быстрым, решительным боевым действиям и достижение победы над противником — составляли единство содержательной, организационной и методической стороны суворовской системы обучения и воспитания. Боевая учеба суворовских войск была организована таким образом, что автоматически обеспечивался высокий уровень физической и психологической подготовки как отдельного солдата, так и подразделений в целом, что в конечном итоге решало исход боя. Впервые в войсках была введена утренняя тренировка — новая форма и средство повышения боевой выучки и физического состояния солдат. В ее содержание включалась медленная и ускоренная ходьба с поворотами в различных направлениях, а также упражнения с оружием. Поощрение солдатской инициативы, проявлявшейся в подвижных играх, народных и военно-прикладных состязаниях, способствовало становлению особого морально-психологического духа, который всегда присутствовал в войсках А. В. Суворова.
Методика обучения и воспитания солдат, которой владели командиры всех степеней и успешно претворяли ее в жизнь, предусматривала:
- обучение рассказом и личным показом без торопливости и жестокости;
- последовательность в прохождении материала обучения и непрерывность тренировок;
- доступность изучаемых приемов и планомерность в повышении нагрузок;
- высокую эмоциональность процесса обучения, несмотря на тяжесть и изнурительность учебных заданий;
- повседневную заботу о сохранении здоровья личного состава, бодрости его духа.
Ф. Энгельс, характеризуя подобную систему боевой подготовки, указывал: «...если новая система требовала меньшей муштровки и парадной точности, то она делала необходимым и большую быстроту, большее напряжение сил, большую сообразительность».
Развитие педагогической теории и практики спорта в русской армии в XIX — начале XX в. отмечено рядом событий (табл. 6).
Таблица 6
Вехи развития педагогической теории и практики спорта в России (1816—1917 гг.)
Годы |
События |
Теоретическая и практическая значимость |
1816 |
Организованы первые военно-спортивные учебные заведения по подготовке мониторов по фехтованию |
Положено начало военно-физкультурному образованию |
1820—1830 |
В войсках вводятся учебные занятия по фехтованию и гимнастике |
Выделение самостоятельных предметов обучения, имеющих спортивную направленность |
1838 |
Утверждено руководство «Военная гимнастика и фехтование на штыках и на саблях верхом» |
|
1861 |
Введены в действие «Правила обучения гимнастике в войсках» и «Правила обучения употреблению в бою штыка» |
Учебные занятия узаконены в качестве основной формы физической подготовки |
1872 |
Введено «Руководство по гимнастике для резервных и действенных войск» |
Зарождение новой формы физической подготовки войск — физические упражнения в особых условиях |
1874 |
Отменена рекрутская система комплектования армии и сокращены сроки службы |
Созданы предпосылки дальнейшего развития спорта в армии |
1879 |
Появление первого «Наставления для обучения войск гимнастике» |
Сформулированы задачи, средства, содержание и способы оценки физической подготовки войск |
1912 |
Участие команды России в V Олимпийских играх |
Подтверждена неспособность царизма создать необходимые условия для развития массового и большого спорта |
1914 |
«Мобилизация спорта» правительством с целью улучшить физическую подготовку боевых резервов царской армии |
Официальное признание закономерности взаимосвязей между спортивной подготовкой и боеспособностью войск |
Отмена крепостного права, военные реформы после поражения в Крымской войне явились толчком к разработке вопросов теории, организации и методики физической подготовки и спорта в русской армии. Непосредственной причиной, повлиявшей на изменение отношения к необходимости совершенствования системы физической подготовки войск, стали объективные данные врачебного обследования призывного контингента 1876— 1879 гг., согласно которым 17,8—21,3% молодежи царской России признавались негодными к военной службе по состоянию здоровья.
В1879 г. появляется первое «Наставление для обучения войск гимнастике», где просматривается контур системы физической подготовки войск, намеченный на основе обобщения 30-летней практики и подведения итогов передовой военно-теоретической мысли.
Решающая роль в развитии вопросов теории физической подготовки войск принадлежит М. И. Драгомирову, П. Ф. Лесгафту, А. Д. Бутовскому.
Генерал от инфантерии Михаил Иванович Драгомиров (1830— 1905), являясь убежденным последователем системы А. В. Суворова, рассматривал физическую подготовку войск в качестве средства воспитания у воинов и физических (выносливость, сила, быстрота), и психологических (смелость, решительность) качеств. Он впервые поставил вопросы о специальной направленности физической подготовки в артиллерии, кавалерии и пехоте.
Петр Францевич Лесгафт (1835—1909), доктор медицины и хирургии, «завершил своей теорией физического образования и разработкой теории семейного воспитания стройное здание прогрессивной русской педагогики XIX века, фундамент которого заложили Герцен и Белинский, а корпус и детали построили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Толстой и Ушинский».
Генерал-лейтенант русской армии Алексей Дмитриевич Бутовский (1838—1917) — военный педагог, основатель курсов подготовки офицеров-воспитателей кадетских корпусов, активный участник возрождения современных Олимпийских игр (был членом-учредителем Международного Олимпийского комитета).
Оживление спортивного движения в начале XX в. обусловлено, с одной стороны, развитием капитализма в России и переходом его в стадию империализма, с другой — стремлением царского правительства использовать все возможные средства для усиления боеспособности войск. Передовые позиции активного влияния на спортивную жизнь России с1909 г. принадлежат Главной гимнастическо-фехтовальной школе. Ее постоянный и переменный офицерский состав, выступая организатором состязаний на первенство Петербурга и России, принимал участие в составе сборных команд в международных турнирах и спортивных праздниках.
О значимости этой работы свидетельствует факт награждения преподавателя школы Ф. Эрбена за отличную подготовку офицеров переменного состава к спортивному празднику орденом Станислава 2-й степени.
К выдающимся спортивным событиям того времени следует отнести завоевание золотой олимпийской медали в фигурном катании на коньках Н. А. Паниным-Коломенкиным (1908), а также выигрыш Кубка наций (Лондон, 1912) командой русских офицеров-конников. Но это был успех талантливых одиночек. Спортивная общественность отмечала, что Россия потерпела на V Олимпийских играх в Стокгольме «вторую Цусиму».
Царизм был неспособен создать условия для развития массового и большого спорта. В1914 г. предполагаемое преобразование Главной гимнастическо-фехтовальной школы в спортивный институт не состоялось из-за начавшейся Первой мировой войны. Деятельность школы, как и всех военно-спортивных учреждений, подчиняется военным целям — обучению личного состава армии приемам рукопашного боя.