Люди древности осознавали положительное воздействие соревнований (состязаний) на успешность практической деятельности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных возбуждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевыми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педагогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обучения и воспитания воинов.
Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции
Система военно-физической подготовки войск в Древней Греции представлена в табл. 3.
Таблица 3
Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции
Цель |
Обеспечить военно-физическую подготовку и идеологическое воспитание аристократов, достичь возможно большей годности к войне |
|
Задачи |
Развить физические качества (силу, выносливость, ловкость, стойкость тела) Развить характерологические качества: отвагу, решительность, невозмутимость, стойкость, выдержку, сообразительность, жестокость, привычку к порядку и постоянству |
|
Укрепить состояние здоровья и развить эстетическое восприятие: плавные движения, благородный вид, быстрые и точные действия, гармонию здорового, сильного, красивого тела с бодрым, живым духом и рассудительным умом |
||
Средства |
Гигиенические факторы природы (солнце, воздух, вода) Военные действия в условиях походно-боевой деятельности Физические упражнения и спортивные соревнования в свободное от служебных обязанностей время |
|
Содержание |
Гимнастика (палестрика, орхэстрика, игры); система физических упражнений: пятиборье, состоящее из борьбы (кулачного боя), бега, прыжков, метания диска (пластинок), дротика; военные упражнения с пращом, метание длинного копья, пускание стрел, верховая езда, езда на колесницах, плавание; упражнения с мячом (метание и игры), танцы (приготовительные, имитационные и военные) Агонистика (публичные состязания военно-физической направленности в определенных видах упражнений по определенным правилам с приготовительным ритуалом купания, разминания и растирания тела атлета маслом и обсыпания его мелким песком) |
|
Формы подготовки и воспитания |
Направленное воспитание в семье; Учебно-тренировочные занятия (диетические, эстетические, военные и этические) Публичные состязания (олимпийские, пифийские, ист-мийские, нэмейские, дельфийские, панафинейские игры и гераклеи) Походы и сражения |
|
Методы воспитания |
Принуждение Упражнение Пример Убеждение (самоубеждение, самоантуализация) Состязание Поощрение |
|
Организация |
Палестра, гимнасия, эфебия — государственные учреждения по военно-физическому, умственному, общественному образованию и воспитанию под руководством специально подготовленных людей (гимназиарх, ксист-рах, гимнаст) |
Древние греки осознавали силу воздействия на человека гимнастических упражнений. Они рассматривали в качестве основного средства тренировки разнообразные двигательные действия. Системы физических упражнений составляли ядро учения о военно-физическом образовании древних греков. Состязания понимались как действия, связанные с появлением аффективных прибавочных возбуждений и родственные боевым схваткам, то есть все равно что предобраз, прообраз боя. Сущность состязаний (агонистики) заключалась в том, что они были в одно и то же время и методом, и средством в военно-педагогической системе греков. Например, Пифагор, Софокл, Сократ, Платон систематически участвовали в состязаниях, а Пифагор был даже победителем Олимпийских игр, что позволило этим величайшим философам древности до преклонного возраста сохранять бодрость в теле и ясность в мыслях.
Основной силой древнегреческого войска были тяжеловооруженные гоплиты. Снаряжение одного воина — шлем, панцирь, шит, поножи, меч, копья — весило до30 кг. Естественно, что гоплиты должны были обладать большой физической силой и выносливостью. Этого же требовала и тактика ведения боя. Метнув в противника копье, гоплиты бросались бегом на противника и уничтожали его мечами. Успех боя обеспечивали мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и искусство воинов.
Высокий уровень физического развития свободнорожденных греков, составлявших костяк армии, обеспечивался систематической подготовкой и участием их в спортивных соревнованиях. В Древней Греции были проведены 293 олимпийских игры (776—394 гг. до н. э.). Выявление сильнейших в процессе состязаний по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, стрельбе из лука, верховой езде и на колесницах, борьбе, плаванию, панкратиону, гребле, парусу, нырянию, играм в мяч можно считать историческим моментом зарождения такой формы военно-физического воспитания, дошедшей до наших времен, как спортивная работа в армии.
Аналогичная система преимущественного развития силы и выносливости воинов существовала и в Древнем Риме. Римляне устраивали длительные переходы с заведомо утяжеленной нагрузкой (тяжелыми щитами, полной выкладкой) до 27 кги проходили 30—35 км в сутки со скоростью 6,5 кмв час. Обучение римского воина «было очень суровым и было рассчитано на развитие в нем всеми возможными способами физической силы. Бег, прыганье, скачки, лазанье, борьба, плавание — вначале без одежды, потом в полном вооружении — широко практиковались, помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям».