Люди древности осознавали положительное воздействие со­ревнований (состязаний) на успешность практической деятель­ности. Уже тогда было отмечено появление прибавочных воз­буждений у соревнующихся, родственность состязаний с боевы­ми схватками по линии прообраза боя. Именно поэтому в педа­гогических системах древности спортивные соревнования (состязания) использовались в качестве средства и метода обу­чения и воспитания воинов.

Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции

Система военно-физической подго­товки войск в Древней Греции представлена в табл. 3.

Таблица 3

Система физической подготовки и воспитания воинов Древней Греции

Цель

Обеспечить военно-физическую подготовку и идеоло­гическое воспитание аристократов, достичь возможно большей годности к войне

Задачи

Развить физические качества (силу, выносливость, ловкость, стойкость тела)

Развить характерологические качества: отвагу, решительность, невозмутимость, стойкость, выдержку, сообразительность, жестокость, привычку к порядку и постоянству

Укрепить состояние здоровья и развить эстетическое восприятие: плавные движения, благородный вид, быстрые и точные действия, гармонию здорового, силь­ного, красивого тела с бодрым, живым духом и рассуди­тельным умом

Средства

Гигиенические факторы природы (солнце, воздух, вода)

Военные действия в условиях походно-боевой деятель­ности

Физические упражнения и спортивные соревнования в свободное от служебных обязанностей время

Содержание

Гимнастика (палестрика, орхэстрика, игры); система физических упражнений: пятиборье, состоящее из борь­бы (кулачного боя), бега, прыжков, метания диска (пластинок), дротика; военные упражнения с пращом, метание длинного копья, пускание стрел, верховая езда, езда на колесницах, плавание; упражнения с мячом (ме­тание и игры), танцы (приготовительные, имитацион­ные и военные)

Агонистика (публичные состязания военно-физиче­ской направленности в определенных видах упражне­ний по определенным правилам с приготовительным ритуалом купания, разминания и растирания тела атле­та маслом и обсыпания его мелким песком)

Формы подготовки и воспитания

Направленное воспитание в семье;

Учебно-тренировочные занятия (диетические, эстети­ческие, военные и этические)

Публичные состязания (олимпийские, пифийские, ист-мийские, нэмейские, дельфийские, панафинейские игры и гераклеи)

Походы и сражения

Методы воспитания

Принуждение Упражнение Пример Убеждение (самоубеждение, самоантуализация) Состязание Поощрение

Организация

Палестра, гимнасия, эфебия — государственные учреж­дения по военно-физическому, умственному, общест­венному образованию и воспитанию под руководством специально подготовленных людей (гимназиарх, ксист-рах, гимнаст)

Древние греки осознавали силу воздействия на человека гим­настических упражнений. Они рассматривали в качестве основ­ного средства тренировки разнообразные двигательные дейст­вия. Системы физических упражнений составляли ядро учения о военно-физическом образовании древних греков. Состязания понимались как действия, связанные с появлением аффективных прибавочных возбуждений и родственные боевым схваткам, то есть все равно что предобраз, прообраз боя. Сущность состязаний (агонистики) заключалась в том, что они были в одно и то же время и методом, и средством в военно-педагогической системе греков. Например, Пифагор, Софокл, Сократ, Платон система­тически участвовали в состязаниях, а Пифагор был даже победи­телем Олимпийских игр, что позволило этим величайшим фило­софам древности до преклонного возраста сохранять бодрость в теле и ясность в мыслях.

Основной силой древнегреческого войска были тяжеловоору­женные гоплиты. Снаряжение одного воина — шлем, панцирь, шит, поножи, меч, копья — весило до30 кг. Естественно, что гоплиты должны были обладать большой физической силой и выносливостью. Этого же требовала и тактика ведения боя. Мет­нув в противника копье, гоплиты бросались бегом на противни­ка и уничтожали его мечами. Успех боя обеспечивали мужество, стойкость, физическая сила, индивидуальная ловкость и искусст­во воинов.

Высокий уровень физического развития свободнорожденных греков, составлявших костяк армии, обеспечивался системати­ческой подготовкой и участием их в спортивных соревнованиях. В Древней Греции были проведены 293 олимпийских игры (776—394 гг. до н. э.). Выявление сильнейших в процессе состя­заний по бегу, прыжкам в длину, метанию копья и диска, стрель­бе из лука, верховой езде и на колесницах, борьбе, плаванию, панкратиону, гребле, парусу, нырянию, играм в мяч можно счи­тать историческим моментом зарождения такой формы воен­но-физического воспитания, дошедшей до наших времен, как спортивная работа в армии.

Аналогичная система преимущественного развития силы и выносливости воинов существовала и в Древнем Риме. Римляне устраивали длительные переходы с заведомо утяжеленной нагрузкой (тяжелыми щитами, полной выкладкой) до 27 кги про­ходили 30—35 км в сутки со скоростью 6,5 кмв час. Обучение римского воина «было очень суровым и было рассчитано на раз­витие в нем всеми возможными способами физической силы. Бег, прыганье, скачки, лазанье, борьба, плавание — вначале без одежды, потом в полном вооружении — широко практикова­лись, помимо регулярного обучения обращению с оружием и различным движениям».