Содержание материала

Структурно-логическая схема общей теории спорта по Л. П. Матвееву

Наиболее убежденный сторонник теории спорта как науки и учебного предмета Л. П. Матвеев (1970, 1972, 1975) утверждает, что теория спорта призвана раскрыть сущность спортивной де­ятельности и спортивного движения в целом (в его различных формах — массовый спорт, большой спорт), закономерности подготовки спортсмена к спортивным достижениям. Централь­ное место в концепции Л. П. Матвеева занимают теория и мето­дика спортивной подготовки, понимаемые в качестве педагоги­ческой области знаний. Теория призвана отражать закономер­ности обучения и воспитания спортсмена, устанавливая принци­пиальные способы их использования в практике спорта. Автор применяет термин «спортивная педагогика», так как он удачно синтезирует в себе образовательно-воспитательную направлен­ность центрального раздела науки о спорте (рис. 3).

pedagogika-sporta-03

Рис. 3. Структурно-логическая схема общей теории спорта по профессору Л. П. Матвееву (1972)

По мнению профессора Л. П. Матвеева, в спортивную педа­гогику входят прежде всего «спортивная дидактика» и «теория, методика спортивного воспитания», а затем разделы погранич­ных знаний: 1) актология с подразделами (теориями спортивной техники, тактики и работоспособности); 2) теория спортивного отбора; 3) теория и технология построения системы спортивной подготовки и соревнований. Данную сумму знаний необходимо рассматривать в качестве единой комплексной научной дисцип­лины, так как она составляет теоретико-методический базис под­готовки спортсмена к спортивным достижениям. Другие аспек­ты теории спорта (биологические, социальные, психологические и т. п.) являются обслуживающими. Автор не исключает и иные варианты решения проблемы.

Об интересе зарубежных ученых к спорту как объекту педаго­гики свидетельствуют многие практические начинания. Так, в1975 г. в ФРГ был проведен Первый международный симпозиум по спортивной педагогике. В Швейцарии открыт институт спор­тивной педагогики. В рамках «интернационального» союза спортивной науки учреждены журналы, отражающие тематику педагогики спорта.

В интернациональной серии спортивной науки в1978 г. выш­ла книга Г. Хаага «Спортивная педагогика (содержание и мето­дология)», которая была издана также в Балтиморе, Лондоне, Токио. Исследования в области педагогики спорта все больше финансируются церковью и военными ведомствами.

К. Видмер (1977), отмечая недостаточное развитие методоло­гии социально-научных исследований в спортивной науке из-за неполноценности ее теории, особое место отводил педагогике. Однако, как признавал Б. Крам (1979) в своей критической статье, спортивным ученым пока не удалось дать ответы на сле­дующие вопросы:

  1. Какие варианты понимания предмета предлагает педагоги­ка спорта?
  2. Каковы ее теоретические концепции и посредством каких методологических законов разрабатываются спортивно-педаго­гические проблемы?
  3. Какие отправные точки берутся для соотношения теории и практики спортивной педагогики?

Широкое понимание научных знаний как основы гуманисти­ческого мировоззрения, принципов общечеловеческих ценнос­тей, морали, этических и эстетических категорий является от­правной позицией педагогики спорта. В связи с этим педагогические аспекты спорта получают новую трактовку. Тренер пере­стает быть тренером в узком понимании, которое заложено в это слово — «руководитель планомерной подготовки организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достичь к моменту соревнования на­ибольшей работоспособности». Существенно возрастает педаго­гическая миссия тренера. Активная сила спорта с его специфи­ческими средствами воздействия на человека научно обоснован­но направляется в русло воспитания. В спорте, где обучающая функция носит характер совершенствования физических ка­честв и двигательных навыков человека путем тренировки, те­оретическая разработка и применение в процессе спортивной подготовки методов воспитательных воздействий — в высшей степени сложная задача.

Несмотря на значительное количество эмпирических иссле­дований, проблема воспитания личности человека средствами спорта в теоретическом отношении разработана недостаточно. Вооружить тренеров теоретическими знаниями и научить уп­равлять процессами формирования личности через спортив­ную деятельность — стратегическая цель педагогики спорта как науки. Процесс гуманистического воспитания в спорте сам по себе (автоматически) осуществляться не может. Его надо уме­ло направлять, им надо активно руководить при помощи целой системы воспитательных воздействий.

Собственно воспитание, то есть относительно самостоятель­ная область педагогической деятельности, не тождественно обу­чению, образованию, хотя и находится с ними в неразрывном единстве. Осуществлять воспитательный процесс среди спорт­сменов — чрезвычайно трудная задача: разнороден как состав спортсменов, так и их деятельность. Поэтому практика воспита­ния в спорте знает случаи брака: аморальное поведение, уголов­но наказуемые деяния, неблаговидные поступки спортсменов. В связи с этим приобретает значение положение А. С. Макарен­ко, который считал, что главное внимание надо направить на со­здание «синтетической» педагогики для овладения целым, нераз­ложимым человеком. Он подчеркивал, что ни литература, ни ис­кусство (которые имеют большое значение для педагогической деятельности) не разрешат отдельных «текущих» вопросов. Про­блемы конкретной методики воспитания могут быть решены только педагогикой как наукой.

Для педагогики спорта, так же как и для общей педагогики, важны многие идеи великих педагогов, которые всегда можно транспонировать применительно к этой области. Например, идея А. С. Макаренко о новых типах учебно-воспитательных уч­реждений, где могут быть предоставлены все возможности для осуществления замысла педагога-ученого. Примеры успешной практической реализации таких замыслов хорошо известны в отечественной педагогической практике (В. А. Сухомлинский). К сожалению, опыт таких выдающихся тренеров-воспитателей, как В. Алексеев, А. Аркадьев, И. Кошкин, С. Войцеховский, А. Тарасов и многих других, не изучался и не обобщался с науч­ных позиций. В то же время неумение ряда тренеров на практи­ке обеспечить воспитательный эффект приводит к формирова­нию у спортсменов нежелательных качеств, к возникновению проблемы разрыва отношений в системе «тренер — спортсмен». Резервы повышения эффективности воспитательной работы в условиях занятий спортом предложит педагогика спорта, под­нятая в теоретическом и методическом отношении до уровня частноприкладной науки.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000
.