Поиск новых концепций
Говоря о научной разработке педагогики спорта, не нужно забывать о поиске новых концепций, позволяющих эффективно организовывать спортивно-педагогический процесс и уметь управлять им с учетом современных требований. Поиски новых путей в спортивной науке обязательно предполагают дальнейшее развитие общепедагогических знаний о спорте. Педагогика, теория и методика физического воспитания, методика обучения различным видам спорта составляют единую систему педагогических знаний, диалектически взаимопроникающую и развивающуюся как от общего к частному, так и от частного к общему. Однако нельзя сказать, что в настоящее время в вузах будущие тренеры, преподаватели, организаторы и функционеры спорта получают достаточную общепедагогическую подготовку, что сказывается на уровне нравственности спортсменов и их поведении. В вузах физической культуры необходима перестройка курса педагогики, при которой положения профильной педагогики оптимально сочетались бы с общепедагогическими, и в конечном счете педагогика спорта была бы признана полноправной отраслью педагогического знания.
В. К. Бальсевич (1975) предлагает разрабатывать основы высшего спортивного мастерства с позиции эволюционного подхода. Автор указывает, что в индивидуальной эволюции моторики спортсмена присутствует аппликация по крайней мере трех генеральных факторов: генетического, общего спонтанного влияния среды и организованного воздействия аспектов спортивной подготовки и воспитания. Последние два фактора Н. П. Дубинин (1972) считает социальной наследственностью, а Б. Л. Астуаров (1972) — социально-культурной преемственностью. Отсюда становится понятным, что решить даже частные задачи невозможно, если их не рассматривать в рамках целостной системы движений, включенной, в свою очередь, в систему жизнедеятельности человека. Таким образом, взаимодействие естественного развития двигательной функции спортсмена (биологическая природа движений) и педагогических воздействий (социальная функция) есть не аддитивный, а эмерджентный процесс. По замечанию В.К. Бальсевича, «согласование педагогических воздействий с биологической природой движений — дело чрезвычайно тонкое, сложное и деликатное». Напрашивается вывод о том, что эффект согласования можно получить лишь тогда, когда на практике будет реализована возможность работы тренера «в паре с ЭВМ».
Важность внедрения в жизнь фундаментальных достижений логики, математики, кибернетики на базе современных вычислительных устройств очевидна. Разработка и внедрение персональных компьютеров (ПК) — нововведение с присущими ему объективными и субъективными трудностями. Однако это уровень стратегического порядка. Осуществление замысла должно идти не только сверху вниз, но и снизу вверх. Большие надежды можно возлагать на применение в сфере управления подготовкой и воспитанием спортсменов «малых» современных ЭВМ тактического порядка. Однако в сфере обучения эта тенденция проявляется крайне медленно. «Отставание от жизни» стало наиболее общим тезисом в характеристике педагогической науки (В. П. Беспалько, 1977). Устранить это «отставание» можно пересечением двух путей.
Первый путь состоит в том, чтобы установить корреспондентность между педагогикой и кибернетикой. А этому должны предшествовать научные исследования, которые могли бы обеспечить высокоэффективный контакт практики с машиной. Простое перекладывание на ЭВМ действий, лишенных педагогической сущности, ни к чему не приведет.
Второй путь состоит в том, чтобы переориентировать физкультурные вузы и создать условия для осуществления фундаментальной научно-педагогической деятельности. Для этого необходимы обеспечение социального заказа и организация спортивных кафедр нового типа. Актуально важными представляются вопросы разработки спортивно-педагогических информационных систем на уровне работы со спортсменами. Это практический шаг в деле дальнейшего совершенствования педагогического процесса в спорте.
Необходимость разработки педагогической теории спорта отмечалась на всемирном научном конгрессе «Спорт в современном обществе» (Тбилиси, 1980), в связи с тем что множество имеющихся знаний об отдельных сторонах спорта начинает препятствовать их дальнейшему развитию и практическому использованию. Некоторые зарубежные ученые (G. Erbach, 1965; К. Stranai, 1966; G. Schindler, G. Schnabel, F. Trogsch, 1970) в качестве базисного понятия теории спорта полагают «учение о тренировке», состоящее из пяти частей: 1) теории состязаний; 2) теории спортивной техники; 3) теории психофизического становления личности спортсмена в аспекте его достижений; 4) теории диагностики спортивной пригодности; 5) методики тренировки. По их мнению, «учение о тренировке» основывается на истории, социологии, физике, химии, физиологии, организации физической культуры и спорта и, в свою очередь, является фундаментом для специальных разделов основных групп видов спорта.
Б. Рыба (В. Ryba, 1969) выдвигает иную концепцию теории спорта, в основе которой «процесс спортивных достижений». Автор выделяет четыре части теории: 1) спортивной подготовки; 2) спортивного результата; 3) спортивного состязания; 4) организации спорта. М. Ванек (М. Vanek, 1970) и Б. Кретти (В. Cretty, 1978) также считают базисным понятием науки о спорте «достижение». Авторы предлагают делить целостную теорию спорта на четыре подраздела: 1) учение о внешних условиях спортивных достижений; 2) учение о внутренних условиях спортивных достижений; 3) теорию спортивной моторики; 4) теорию педагогического процесса. М. Ванек (1971) разработал четыре гипотетические модели спроса в обществе на спортсменов высокого класса (рис. 2).
Рис. 2. Гипотетические варианты развития спорта в разных странах
На рисунке 2.1 изображена пирамида, которая является знаком гармоничной организации спорта в стране. В основании фигуры — массовый спорт, а на ее вершине — закономерные успехи спорта высших достижений. На рисунке 2.2 изображена усеченная пирамида, которая является знаком тех стран, в которых правительство уделяет внимание развитию массовых видов спорта, но не создает условия для штурма мировых спортивных рекордов. На рисунке 2.3 изображен кончик пирамиды, который обозначает страны, в которых найдены финансовые средства на покупку выдающихся иностранных спортсменов или команд в интересах государственной рекламы, что никак не связано с развитием этого вида спорта в стране. И, наконец, рисунок 2.4 показывает, что искусственное приобретение спортсменов высокого класса может оказать положительное влияние на массовое развитие этого вида спорта в стране. Эти модели, по мнению Б. Дж. Кретти, позволяют сопоставить качество выступлений спортсменов на международном уровне в различных видах спорта с их количеством и характером интереса к видам спорта в определенных странах. Под «характером интереса» автор понимает эмоциональное отношение к спорту (его видам) в стране, а также величину затрат на материально-техническую базу.
Б. Кретти (1978) указывает, что идеи М. Ванека могут быть справедливы лишь с качественной стороны, с количественной же появляются другие критерии для сопоставления. Он предлагает модели, которые, по его мнению, объясняют ситуации, когда две страны, равные (или неравные) по своим размерам и возможностям, соревнуются между собой на международной арене. В более крупной стране, считает Кретти, спортсмены высокого класса формируются на более широкой основе массового спорта. Спортсмены экстра-класса этой страны будут выше по уровню физической подготовленности и эмоциональной устойчивости, так как в ходе спортивной подготовки менее способные отсеиваются. Число одаренных спортсменов в стране можно повысить, если создать соответствующие условия не только для высококлассных спортсменов, но и для спортсменов среднего уровня. В этом плане сравнение усилий малых стран с более крупными, где больше материальных и человеческих ресурсов, важно в количественных отношениях.
Отечественные спортивные ученые признают, что система знаний о педагогике спорта находится на пути научного созревания. Так, ее структура еще не определена. В существующих теориях педагогики спорта много слабых конструкций и приблизительных суждений. Некоторые ученые сомневаются в том, что теория педагогики спорта может выделиться в самостоятельную научную дисциплину, так как пока не установлены логические связи, нет стройности, не исключено дублирование в педагогике спорта и теории физического воспитания. Из единой области физической культуры ими выделяется шесть основных разделов: 1) пропедевтика физического воспитания; 2) социология физического воспитания и спорта; 3) моторика человека; 4) общие основы методики физического воспитания и спортивной тренировки; 5) частные методики физического воспитания; 6) измерения и контроль в физическом воспитании и спорте.
Н. Г. Озолин (1969,1970) отмечает многокомпонентность системы спортивной подготовки, которая включает: 1) массовость спорта; 2) выявление талантливых спортсменов; 3) систему тренировки; 4) идейное воспитание; 5) научное обеспечение; 6) условия и материально-техническую базу; 7) организацию, цементирующую всю систему подготовки. Современная отечественная система тренировки — наиболее разработанное звено спортивной подготовки. Однако, по мнению автора, проблема заключается в слабой реализации достижений отечественной науки о спорте. Для эффективного использования в практической работе данных научных исследований необходима высокая теоретическая подготовка тренеров. Профессор Н. Г. Озолин высказывает мысль об организации в институтах физкультуры специальных кафедр, которые смогли бы, обеспечивая подготовку высококвалифицированных специалистов, одновременно вести дальнейшую разработку основ теории спортивной тренировки.