Содержание материала

Требования современного общества к научным и практиче­ским работникам спорта обусловлены характером объективных задач социального и научно-технического прогресса. В связи с этим возникает необходимость новых подходов к решению мно­гих проблем, среди которых важное место отводится проблемам социологии и психологии спорта. Принцип физического воспи­тания — «массовость» — реализует положение К. Маркса о том, что «призвание, назначение, задача всякого человека — всесто­ронне развивать все свои способности...».

Демократическое общество в состоянии предоставить своим членам услуги в системе массового физического воспитания, спор­та и туризма для повышения их жизненного тонуса, улучшения здоровья, увеличения показателя работоспособности. Эти воз­можности обеспечиваются развитием широкой сети культурно-оздоровительных и спортивных учреждений, совершенствованием материально-технической базы для занятий населения спортом.

Физическое воспитание и спорт, имея степень общности, принципиально различаются. Если сущность физического воспи­тания выражается в потребности человека систематически и гра­мотно заниматься физическими упражнениями (элементом этих упражнений может быть и спортивное соревнование), то сущ­ность спорта — в систематическом достижении спортивного ре­зультата на соревнованиях. Условно в спорте можно выделить две подсистемы показателей: 1) спортивные результаты, соответ­ствующие общим средним способностям людей; 2) спортивные результаты на пределе человеческих возможностей. В первом слу­чае подразумевается массовый спорт, во втором — спорт высших достижений. О соотношении подсистем говорят следующие дан­ные. Всего к началу 1985 года в коллективах физической культу­ры, спортивных клубах и школах занималось 77,9 млн человек, в спортивно-технических секциях и клубах — свыше 19 млн чело­век. За весь период существования советского спорта к этому же времени было подготовлено мастеров спорта 158 тыс. человек, мастеров спорта международного класса — 6000 человек, заслу­женных мастеров спорта — 2700 человек. Каково положение дел после 1985 года, неизвестно по причине отсутствия статистиче­ских данных.

Методология и педагогика спорта исторически развивались вместе с наукой о спорте и его практикой. Это развитие, по мне­нию спортивных ученых, происходило в несколько этапов.

Этапы развития спортивной отечественной науки и практики:

  1. I.  1917—1931 гг. — разработка основ спортивной тренировки, методических положений и научных обоснований системы под­готовки;
  2. II.  1931 —1941 гг. — становление системы спортивной трени­ровки;
  3. III.  1945—1951 гг. — послевоенное восстановление системы спортивной подготовки;
  4. IV.  1951—1985 гг. — совершенствование олимпийской систе­мы спортивной тренировки;
  5. V. 1986 г. — до наших дней — переход на новые методы и формы организации спорта (рис. 1).

V этап

1986 г. — до наших дней — переход на новые

методы и формы организации спорта

IV этап

1951—1985 гг. — совершенствование олимпий­ской системы спортивной тренировки

III этап

1945—1951 гг. — послевоенное восстановление системы спортивной подготовки

II этап

1931—1941 гг. — становление системы спортивной тренировки

I этап

1917—1931 гг. — разработка основ спортивной трени­ровки, методических положений и научных обоснова­ний системы подготовки

Успехи российских спортсменов на международной арене связаны с именами тех, кто своим трудом разрабатывал и совер­шенствовал систему спортивной тренировки. В области научно-педагогических разработок в спорте большая заслуга принадле­жит В. В. Белорусовой, Г. В. Васильеву, Ю. В. Верхошанскому, В. М. Дьячкову, Т. Т. Джамгарову, В. М. Зациорскому, В. В. Куз­нецову, Л. П. Матвееву, А. Д. Новикову, Н. Г. Озолину, Н. И. По­номареву, И. Н. Решетень, А. А. Тер-Ованесяну, В. С. Фарфелю, В. П. Филину, Л. С. Хоменкову, С. В. Янанису и многим другим ученым. Спортивно-педагогическая практика знает немало тре­неров (А. А. Аркадьев, А. В. Тарасов, А. Н. Воробьев и др.), чья работа опередила науку сегодняшнего дня. Однако, рассматри­вая современное состояние спортивной науки, можно заметить диспропорцию между количеством экспериментально получен­ных фактов и их использованием в практике. Методические по­зиции, с которых ведутся научные изыскания, подвергают анали­зу тренировочный процесс, хотя сущность спорта — это сорев­нование. Эффективность спортивно-педагогического процесса можно повысить, если к изучению его закономерностей подхо­дить через познание как соревновательной деятельности спорт­сменов, так и показателей их личностной социализации. В данном случае меняется и логика подхода к исследованию соревнова­тельной деятельности. Мы имеем следующую логическую цепоч­ку: спортивно-педагогический эксперимент — спортивно-трени­ровочный процесс — соревновательная деятельность — соци­ализация личности.

Темпы развития спортивной науки на фоне научно-техниче­ского прогресса выглядят замедленными, а ее методологический арсенал недостаточно современным. Возникает необходимость творческого поиска инновационных тактических и стратегиче­ских путей, которые позволили бы улучшить качество науч­но-педагогических спортивных исследований. Для этого следует интенсифицировать процесс обобщения и выработки более емких идей и понятий, содержащих большие объемы ранее накоплен­ной информации.