Требования современного общества к научным и практическим работникам спорта обусловлены характером объективных задач социального и научно-технического прогресса. В связи с этим возникает необходимость новых подходов к решению многих проблем, среди которых важное место отводится проблемам социологии и психологии спорта. Принцип физического воспитания — «массовость» — реализует положение К. Маркса о том, что «призвание, назначение, задача всякого человека — всесторонне развивать все свои способности...».
Демократическое общество в состоянии предоставить своим членам услуги в системе массового физического воспитания, спорта и туризма для повышения их жизненного тонуса, улучшения здоровья, увеличения показателя работоспособности. Эти возможности обеспечиваются развитием широкой сети культурно-оздоровительных и спортивных учреждений, совершенствованием материально-технической базы для занятий населения спортом.
Физическое воспитание и спорт, имея степень общности, принципиально различаются. Если сущность физического воспитания выражается в потребности человека систематически и грамотно заниматься физическими упражнениями (элементом этих упражнений может быть и спортивное соревнование), то сущность спорта — в систематическом достижении спортивного результата на соревнованиях. Условно в спорте можно выделить две подсистемы показателей: 1) спортивные результаты, соответствующие общим средним способностям людей; 2) спортивные результаты на пределе человеческих возможностей. В первом случае подразумевается массовый спорт, во втором — спорт высших достижений. О соотношении подсистем говорят следующие данные. Всего к началу 1985 года в коллективах физической культуры, спортивных клубах и школах занималось 77,9 млн человек, в спортивно-технических секциях и клубах — свыше 19 млн человек. За весь период существования советского спорта к этому же времени было подготовлено мастеров спорта 158 тыс. человек, мастеров спорта международного класса — 6000 человек, заслуженных мастеров спорта — 2700 человек. Каково положение дел после 1985 года, неизвестно по причине отсутствия статистических данных.
Методология и педагогика спорта исторически развивались вместе с наукой о спорте и его практикой. Это развитие, по мнению спортивных ученых, происходило в несколько этапов.
Этапы развития спортивной отечественной науки и практики:
- I. 1917—1931 гг. — разработка основ спортивной тренировки, методических положений и научных обоснований системы подготовки;
- II. 1931 —1941 гг. — становление системы спортивной тренировки;
- III. 1945—1951 гг. — послевоенное восстановление системы спортивной подготовки;
- IV. 1951—1985 гг. — совершенствование олимпийской системы спортивной тренировки;
- V. 1986 г. — до наших дней — переход на новые методы и формы организации спорта (рис. 1).
V этап
1986 г. — до наших дней — переход на новые
методы и формы организации спорта
IV этап
1951—1985 гг. — совершенствование олимпийской системы спортивной тренировки
III этап
1945—1951 гг. — послевоенное восстановление системы спортивной подготовки
II этап
1931—1941 гг. — становление системы спортивной тренировки
I этап
1917—1931 гг. — разработка основ спортивной тренировки, методических положений и научных обоснований системы подготовки
Успехи российских спортсменов на международной арене связаны с именами тех, кто своим трудом разрабатывал и совершенствовал систему спортивной тренировки. В области научно-педагогических разработок в спорте большая заслуга принадлежит В. В. Белорусовой, Г. В. Васильеву, Ю. В. Верхошанскому, В. М. Дьячкову, Т. Т. Джамгарову, В. М. Зациорскому, В. В. Кузнецову, Л. П. Матвееву, А. Д. Новикову, Н. Г. Озолину, Н. И. Пономареву, И. Н. Решетень, А. А. Тер-Ованесяну, В. С. Фарфелю, В. П. Филину, Л. С. Хоменкову, С. В. Янанису и многим другим ученым. Спортивно-педагогическая практика знает немало тренеров (А. А. Аркадьев, А. В. Тарасов, А. Н. Воробьев и др.), чья работа опередила науку сегодняшнего дня. Однако, рассматривая современное состояние спортивной науки, можно заметить диспропорцию между количеством экспериментально полученных фактов и их использованием в практике. Методические позиции, с которых ведутся научные изыскания, подвергают анализу тренировочный процесс, хотя сущность спорта — это соревнование. Эффективность спортивно-педагогического процесса можно повысить, если к изучению его закономерностей подходить через познание как соревновательной деятельности спортсменов, так и показателей их личностной социализации. В данном случае меняется и логика подхода к исследованию соревновательной деятельности. Мы имеем следующую логическую цепочку: спортивно-педагогический эксперимент — спортивно-тренировочный процесс — соревновательная деятельность — социализация личности.
Темпы развития спортивной науки на фоне научно-технического прогресса выглядят замедленными, а ее методологический арсенал недостаточно современным. Возникает необходимость творческого поиска инновационных тактических и стратегических путей, которые позволили бы улучшить качество научно-педагогических спортивных исследований. Для этого следует интенсифицировать процесс обобщения и выработки более емких идей и понятий, содержащих большие объемы ранее накопленной информации.