Содержание материала

Требования современного общества к научным и практиче­ским работникам спорта обусловлены характером объективных задач социального и научно-технического прогресса. В связи с этим возникает необходимость новых подходов к решению мно­гих проблем, среди которых важное место отводится проблемам социологии и психологии спорта. Принцип физического воспи­тания — «массовость» — реализует положение К. Маркса о том, что «призвание, назначение, задача всякого человека — всесто­ронне развивать все свои способности...».

Демократическое общество в состоянии предоставить своим членам услуги в системе массового физического воспитания, спор­та и туризма для повышения их жизненного тонуса, улучшения здоровья, увеличения показателя работоспособности. Эти воз­можности обеспечиваются развитием широкой сети культурно-оздоровительных и спортивных учреждений, совершенствованием материально-технической базы для занятий населения спортом.

Физическое воспитание и спорт, имея степень общности, принципиально различаются. Если сущность физического воспи­тания выражается в потребности человека систематически и гра­мотно заниматься физическими упражнениями (элементом этих упражнений может быть и спортивное соревнование), то сущ­ность спорта — в систематическом достижении спортивного ре­зультата на соревнованиях. Условно в спорте можно выделить две подсистемы показателей: 1) спортивные результаты, соответ­ствующие общим средним способностям людей; 2) спортивные результаты на пределе человеческих возможностей. В первом слу­чае подразумевается массовый спорт, во втором — спорт высших достижений. О соотношении подсистем говорят следующие дан­ные. Всего к началу 1985 года в коллективах физической культу­ры, спортивных клубах и школах занималось 77,9 млн человек, в спортивно-технических секциях и клубах — свыше 19 млн чело­век. За весь период существования советского спорта к этому же времени было подготовлено мастеров спорта 158 тыс. человек, мастеров спорта международного класса — 6000 человек, заслу­женных мастеров спорта — 2700 человек. Каково положение дел после 1985 года, неизвестно по причине отсутствия статистиче­ских данных.

Методология и педагогика спорта исторически развивались вместе с наукой о спорте и его практикой. Это развитие, по мне­нию спортивных ученых, происходило в несколько этапов.

Этапы развития спортивной отечественной науки и практики:

  1. I.  1917—1931 гг. — разработка основ спортивной тренировки, методических положений и научных обоснований системы под­готовки;
  2. II.  1931 —1941 гг. — становление системы спортивной трени­ровки;
  3. III.  1945—1951 гг. — послевоенное восстановление системы спортивной подготовки;
  4. IV.  1951—1985 гг. — совершенствование олимпийской систе­мы спортивной тренировки;
  5. V. 1986 г. — до наших дней — переход на новые методы и формы организации спорта (рис. 1).

V этап

1986 г. — до наших дней — переход на новые

методы и формы организации спорта

IV этап

1951—1985 гг. — совершенствование олимпий­ской системы спортивной тренировки

III этап

1945—1951 гг. — послевоенное восстановление системы спортивной подготовки

II этап

1931—1941 гг. — становление системы спортивной тренировки

I этап

1917—1931 гг. — разработка основ спортивной трени­ровки, методических положений и научных обоснова­ний системы подготовки

Успехи российских спортсменов на международной арене связаны с именами тех, кто своим трудом разрабатывал и совер­шенствовал систему спортивной тренировки. В области научно-педагогических разработок в спорте большая заслуга принадле­жит В. В. Белорусовой, Г. В. Васильеву, Ю. В. Верхошанскому, В. М. Дьячкову, Т. Т. Джамгарову, В. М. Зациорскому, В. В. Куз­нецову, Л. П. Матвееву, А. Д. Новикову, Н. Г. Озолину, Н. И. По­номареву, И. Н. Решетень, А. А. Тер-Ованесяну, В. С. Фарфелю, В. П. Филину, Л. С. Хоменкову, С. В. Янанису и многим другим ученым. Спортивно-педагогическая практика знает немало тре­неров (А. А. Аркадьев, А. В. Тарасов, А. Н. Воробьев и др.), чья работа опередила науку сегодняшнего дня. Однако, рассматри­вая современное состояние спортивной науки, можно заметить диспропорцию между количеством экспериментально получен­ных фактов и их использованием в практике. Методические по­зиции, с которых ведутся научные изыскания, подвергают анали­зу тренировочный процесс, хотя сущность спорта — это сорев­нование. Эффективность спортивно-педагогического процесса можно повысить, если к изучению его закономерностей подхо­дить через познание как соревновательной деятельности спорт­сменов, так и показателей их личностной социализации. В данном случае меняется и логика подхода к исследованию соревнова­тельной деятельности. Мы имеем следующую логическую цепоч­ку: спортивно-педагогический эксперимент — спортивно-трени­ровочный процесс — соревновательная деятельность — соци­ализация личности.

Темпы развития спортивной науки на фоне научно-техниче­ского прогресса выглядят замедленными, а ее методологический арсенал недостаточно современным. Возникает необходимость творческого поиска инновационных тактических и стратегиче­ских путей, которые позволили бы улучшить качество науч­но-педагогических спортивных исследований. Для этого следует интенсифицировать процесс обобщения и выработки более емких идей и понятий, содержащих большие объемы ранее накоплен­ной информации.


Поиск новых концепций

Говоря о научной разработке педагогики спорта, не нужно за­бывать о поиске новых концепций, позволяющих эффективно организовывать спортивно-педагогический процесс и уметь уп­равлять им с учетом современных требований. Поиски новых пу­тей в спортивной науке обязательно предполагают дальнейшее развитие общепедагогических знаний о спорте. Педагогика, тео­рия и методика физического воспитания, методика обучения различным видам спорта составляют единую систему педагоги­ческих знаний, диалектически взаимопроникающую и развиваю­щуюся как от общего к частному, так и от частного к общему. Однако нельзя сказать, что в настоящее время в вузах будущие тренеры, преподаватели, организаторы и функционеры спорта получают достаточную общепедагогическую подготовку, что сказывается на уровне нравственности спортсменов и их поведе­нии. В вузах физической культуры необходима перестройка кур­са педагогики, при которой положения профильной педагогики оптимально сочетались бы с общепедагогическими, и в конеч­ном счете педагогика спорта была бы признана полноправной отраслью педагогического знания.

В. К. Бальсевич (1975) предлагает разрабатывать основы выс­шего спортивного мастерства с позиции эволюционного подхо­да. Автор указывает, что в индивидуальной эволюции моторики спортсмена присутствует аппликация по крайней мере трех гене­ральных факторов: генетического, общего спонтанного влияния среды и организованного воздействия аспектов спортивной под­готовки и воспитания. Последние два фактора Н. П. Дубинин (1972) считает социальной наследственностью, а Б. Л. Астуаров (1972) — социально-культурной преемственностью. Отсюда ста­новится понятным, что решить даже частные задачи невозмож­но, если их не рассматривать в рамках целостной системы движе­ний, включенной, в свою очередь, в систему жизнедеятельности человека. Таким образом, взаимодействие естественного разви­тия двигательной функции спортсмена (биологическая природа движений) и педагогических воздействий (социальная функция) есть не аддитивный, а эмерджентный процесс. По замечанию В.К. Бальсевича, «согласование педагогических воздействий с биологической природой движений — дело чрезвычайно тон­кое, сложное и деликатное». Напрашивается вывод о том, что эффект согласования можно получить лишь тогда, когда на практике будет реализована возможность работы тренера «в па­ре с ЭВМ».

Важность внедрения в жизнь фундаментальных достижений логики, математики, кибернетики на базе современных вычисли­тельных устройств очевидна. Разработка и внедрение персональ­ных компьютеров (ПК) — нововведение с присущими ему объ­ективными и субъективными трудностями. Однако это уровень стратегического порядка. Осуществление замысла должно идти не только сверху вниз, но и снизу вверх. Большие надежды мож­но возлагать на применение в сфере управления подготовкой и воспитанием спортсменов «малых» современных ЭВМ тактиче­ского порядка. Однако в сфере обучения эта тенденция прояв­ляется крайне медленно. «Отставание от жизни» стало наиболее общим тезисом в характеристике педагогической науки (В. П. Беспалько, 1977). Устранить это «отставание» можно пере­сечением двух путей.

Первый путь состоит в том, чтобы установить корреспондентность между педагогикой и кибернетикой. А этому должны предшествовать научные исследования, которые могли бы обес­печить высокоэффективный контакт практики с машиной. Прос­тое перекладывание на ЭВМ действий, лишенных педагогиче­ской сущности, ни к чему не приведет.

Второй путь состоит в том, чтобы переориентировать физ­культурные вузы и создать условия для осуществления фунда­ментальной научно-педагогической деятельности. Для этого не­обходимы обеспечение социального заказа и организация спор­тивных кафедр нового типа. Актуально важными представляются вопросы разработки спортивно-педагогических информацион­ных систем на уровне работы со спортсменами. Это практиче­ский шаг в деле дальнейшего совершенствования педагогического процесса в спорте.

Необходимость разработки педагогической теории спорта от­мечалась на всемирном научном конгрессе «Спорт в современном обществе» (Тбилиси, 1980), в связи с тем что множество имею­щихся знаний об отдельных сторонах спорта начинает препятст­вовать их дальнейшему развитию и практическому использова­нию. Некоторые зарубежные ученые (G. Erbach, 1965; К. Stranai, 1966; G. Schindler, G. Schnabel, F. Trogsch, 1970) в качестве базис­ного понятия теории спорта полагают «учение о тренировке», состоящее из пяти частей: 1) теории состязаний; 2) теории спор­тивной техники; 3) теории психофизического становления лич­ности спортсмена в аспекте его достижений; 4) теории диагнос­тики спортивной пригодности; 5) методики тренировки. По их мнению, «учение о тренировке» основывается на истории, соци­ологии, физике, химии, физиологии, организации физической культуры и спорта и, в свою очередь, является фундаментом для специальных разделов основных групп видов спорта.

Б. Рыба (В. Ryba, 1969) выдвигает иную концепцию теории спорта, в основе которой «процесс спортивных достижений». Автор выделяет четыре части теории: 1) спортивной подготовки; 2) спортивного результата; 3) спортивного состязания; 4) органи­зации спорта. М. Ванек (М. Vanek, 1970) и Б. Кретти (В. Cretty, 1978) также считают базисным понятием науки о спорте «дости­жение». Авторы предлагают делить целостную теорию спорта на четыре подраздела: 1) учение о внешних условиях спортивных достижений; 2) учение о внутренних условиях спортивных до­стижений; 3) теорию спортивной моторики; 4) теорию педагоги­ческого процесса. М. Ванек (1971) разработал четыре гипотети­ческие модели спроса в обществе на спортсменов высокого класса (рис. 2).

pedagogika-sporta-02

Рис. 2. Гипотетические варианты развития спорта в разных странах

На рисунке 2.1 изображена пирамида, которая является зна­ком гармоничной организации спорта в стране. В основании фи­гуры — массовый спорт, а на ее вершине — закономерные успе­хи спорта высших достижений. На рисунке 2.2 изображена усе­ченная пирамида, которая является знаком тех стран, в которых правительство уделяет внимание развитию массовых видов спорта, но не создает условия для штурма мировых спортивных рекордов. На рисунке 2.3 изображен кончик пирамиды, который обозначает страны, в которых найдены финансовые средства на покупку выдающихся иностранных спортсменов или команд в интересах государственной рекламы, что никак не связано с раз­витием этого вида спорта в стране. И, наконец, рисунок 2.4 пока­зывает, что искусственное приобретение спортсменов высокого класса может оказать положительное влияние на массовое раз­витие этого вида спорта в стране. Эти модели, по мнению Б. Дж. Кретти, позволяют сопоставить качество выступлений спорт­сменов на международном уровне в различных видах спорта с их количеством и характером интереса к видам спорта в определен­ных странах. Под «характером интереса» автор понимает эмо­циональное отношение к спорту (его видам) в стране, а также ве­личину затрат на материально-техническую базу.

Б. Кретти (1978) указывает, что идеи М. Ванека могут быть справедливы лишь с качественной стороны, с количественной же появляются другие критерии для сопоставления. Он предла­гает модели, которые, по его мнению, объясняют ситуации, ког­да две страны, равные (или неравные) по своим размерам и воз­можностям, соревнуются между собой на международной арене. В более крупной стране, считает Кретти, спортсмены высокого класса формируются на более широкой основе массового спор­та. Спортсмены экстра-класса этой страны будут выше по уров­ню физической подготовленности и эмоциональной устойчивос­ти, так как в ходе спортивной подготовки менее способные отсе­иваются. Число одаренных спортсменов в стране можно повы­сить, если создать соответствующие условия не только для высококлассных спортсменов, но и для спортсменов среднего уровня. В этом плане сравнение усилий малых стран с более крупными, где больше материальных и человеческих ресурсов, важно в количественных отношениях.

Отечественные спортивные ученые признают, что система знаний о педагогике спорта находится на пути научного созрева­ния. Так, ее структура еще не определена. В существующих те­ориях педагогики спорта много слабых конструкций и приблизительных суждений. Некоторые ученые сомневаются в том, что теория педагогики спорта может выделиться в самостоятельную научную дисциплину, так как пока не установлены логические связи, нет стройности, не исключено дублирование в педагогике спорта и теории физического воспитания. Из единой области физической культуры ими выделяется шесть основных разделов: 1) пропедевтика физического воспитания; 2) социология физи­ческого воспитания и спорта; 3) моторика человека; 4) общие основы методики физического воспитания и спортивной трени­ровки; 5) частные методики физического воспитания; 6) измере­ния и контроль в физическом воспитании и спорте.

Н. Г. Озолин (1969,1970) отмечает многокомпонентность сис­темы спортивной подготовки, которая включает: 1) массовость спорта; 2) выявление талантливых спортсменов; 3) систему тре­нировки; 4) идейное воспитание; 5) научное обеспечение; 6) усло­вия и материально-техническую базу; 7) организацию, цементи­рующую всю систему подготовки. Современная отечественная система тренировки — наиболее разработанное звено спортив­ной подготовки. Однако, по мнению автора, проблема заключа­ется в слабой реализации достижений отечественной науки о спорте. Для эффективного использования в практической работе данных научных исследований необходима высокая теоретиче­ская подготовка тренеров. Профессор Н. Г. Озолин высказывает мысль об организации в институтах физкультуры специальных кафедр, которые смогли бы, обеспечивая подготовку высококва­лифицированных специалистов, одновременно вести дальнейшую разработку основ теории спортивной тренировки.


Структурно-логическая схема общей теории спорта по Л. П. Матвееву

Наиболее убежденный сторонник теории спорта как науки и учебного предмета Л. П. Матвеев (1970, 1972, 1975) утверждает, что теория спорта призвана раскрыть сущность спортивной де­ятельности и спортивного движения в целом (в его различных формах — массовый спорт, большой спорт), закономерности подготовки спортсмена к спортивным достижениям. Централь­ное место в концепции Л. П. Матвеева занимают теория и мето­дика спортивной подготовки, понимаемые в качестве педагоги­ческой области знаний. Теория призвана отражать закономер­ности обучения и воспитания спортсмена, устанавливая принци­пиальные способы их использования в практике спорта. Автор применяет термин «спортивная педагогика», так как он удачно синтезирует в себе образовательно-воспитательную направлен­ность центрального раздела науки о спорте (рис. 3).

pedagogika-sporta-03

Рис. 3. Структурно-логическая схема общей теории спорта по профессору Л. П. Матвееву (1972)

По мнению профессора Л. П. Матвеева, в спортивную педа­гогику входят прежде всего «спортивная дидактика» и «теория, методика спортивного воспитания», а затем разделы погранич­ных знаний: 1) актология с подразделами (теориями спортивной техники, тактики и работоспособности); 2) теория спортивного отбора; 3) теория и технология построения системы спортивной подготовки и соревнований. Данную сумму знаний необходимо рассматривать в качестве единой комплексной научной дисцип­лины, так как она составляет теоретико-методический базис под­готовки спортсмена к спортивным достижениям. Другие аспек­ты теории спорта (биологические, социальные, психологические и т. п.) являются обслуживающими. Автор не исключает и иные варианты решения проблемы.

Об интересе зарубежных ученых к спорту как объекту педаго­гики свидетельствуют многие практические начинания. Так, в1975 г. в ФРГ был проведен Первый международный симпозиум по спортивной педагогике. В Швейцарии открыт институт спор­тивной педагогики. В рамках «интернационального» союза спортивной науки учреждены журналы, отражающие тематику педагогики спорта.

В интернациональной серии спортивной науки в1978 г. выш­ла книга Г. Хаага «Спортивная педагогика (содержание и мето­дология)», которая была издана также в Балтиморе, Лондоне, Токио. Исследования в области педагогики спорта все больше финансируются церковью и военными ведомствами.

К. Видмер (1977), отмечая недостаточное развитие методоло­гии социально-научных исследований в спортивной науке из-за неполноценности ее теории, особое место отводил педагогике. Однако, как признавал Б. Крам (1979) в своей критической статье, спортивным ученым пока не удалось дать ответы на сле­дующие вопросы:

  1. Какие варианты понимания предмета предлагает педагоги­ка спорта?
  2. Каковы ее теоретические концепции и посредством каких методологических законов разрабатываются спортивно-педаго­гические проблемы?
  3. Какие отправные точки берутся для соотношения теории и практики спортивной педагогики?

Широкое понимание научных знаний как основы гуманисти­ческого мировоззрения, принципов общечеловеческих ценнос­тей, морали, этических и эстетических категорий является от­правной позицией педагогики спорта. В связи с этим педагогические аспекты спорта получают новую трактовку. Тренер пере­стает быть тренером в узком понимании, которое заложено в это слово — «руководитель планомерной подготовки организма к максимальным для него проявлениям силы, быстроты, ловкости и выносливости с целью достичь к моменту соревнования на­ибольшей работоспособности». Существенно возрастает педаго­гическая миссия тренера. Активная сила спорта с его специфи­ческими средствами воздействия на человека научно обоснован­но направляется в русло воспитания. В спорте, где обучающая функция носит характер совершенствования физических ка­честв и двигательных навыков человека путем тренировки, те­оретическая разработка и применение в процессе спортивной подготовки методов воспитательных воздействий — в высшей степени сложная задача.

Несмотря на значительное количество эмпирических иссле­дований, проблема воспитания личности человека средствами спорта в теоретическом отношении разработана недостаточно. Вооружить тренеров теоретическими знаниями и научить уп­равлять процессами формирования личности через спортив­ную деятельность — стратегическая цель педагогики спорта как науки. Процесс гуманистического воспитания в спорте сам по себе (автоматически) осуществляться не может. Его надо уме­ло направлять, им надо активно руководить при помощи целой системы воспитательных воздействий.

Собственно воспитание, то есть относительно самостоятель­ная область педагогической деятельности, не тождественно обу­чению, образованию, хотя и находится с ними в неразрывном единстве. Осуществлять воспитательный процесс среди спорт­сменов — чрезвычайно трудная задача: разнороден как состав спортсменов, так и их деятельность. Поэтому практика воспита­ния в спорте знает случаи брака: аморальное поведение, уголов­но наказуемые деяния, неблаговидные поступки спортсменов. В связи с этим приобретает значение положение А. С. Макарен­ко, который считал, что главное внимание надо направить на со­здание «синтетической» педагогики для овладения целым, нераз­ложимым человеком. Он подчеркивал, что ни литература, ни ис­кусство (которые имеют большое значение для педагогической деятельности) не разрешат отдельных «текущих» вопросов. Про­блемы конкретной методики воспитания могут быть решены только педагогикой как наукой.

Для педагогики спорта, так же как и для общей педагогики, важны многие идеи великих педагогов, которые всегда можно транспонировать применительно к этой области. Например, идея А. С. Макаренко о новых типах учебно-воспитательных уч­реждений, где могут быть предоставлены все возможности для осуществления замысла педагога-ученого. Примеры успешной практической реализации таких замыслов хорошо известны в отечественной педагогической практике (В. А. Сухомлинский). К сожалению, опыт таких выдающихся тренеров-воспитателей, как В. Алексеев, А. Аркадьев, И. Кошкин, С. Войцеховский, А. Тарасов и многих других, не изучался и не обобщался с науч­ных позиций. В то же время неумение ряда тренеров на практи­ке обеспечить воспитательный эффект приводит к формирова­нию у спортсменов нежелательных качеств, к возникновению проблемы разрыва отношений в системе «тренер — спортсмен». Резервы повышения эффективности воспитательной работы в условиях занятий спортом предложит педагогика спорта, под­нятая в теоретическом и методическом отношении до уровня частноприкладной науки.

Педагогика спорта: Учеб. для студентов вузов / А.А. Сидоров, Б.В. Иванюженков,
A.А. Карелин, B.В. Нелюбин. — М.: Дрофа, 2000
.