Содержание материала

Железы внутренней секреции

Морфологические и функциональные изменения организма, происходящие при его росте и созревании, во многом зависят от деятельности желез внутрен­ней секреции. Эти железы не имеют выводных протоков и продук­ты своей жизнедеятельности — гормоны выделяют непосредствен­но либо в кровь, либо в мозговую жидкость.

Для роста организма большое значение имеют гормоны гипофи­за. Эта железа расположена в полости черепа, и ее передняя доля вырабатывает специальный гормон, стимулирующий рост молодого организма. Если деятельность гипофиза в детстве недостаточна, то у человека на всю жизнь остается очень маленький — карлико­вый — рост. Наоборот, если активность гипофиза в детстве чрезмер­но велика, то это ведет к гигантизму — рост 240—250 см. Однако у таких высоких людей мышечная сила часто бывает пониженной. Поэтому они быстро утомляются и не могут достичь высоких ре­зультатов в спорте.

На рост молодого организма влияют еще и гормоны зобной же­лезы, расположенной в области шеи. Развитие этой железы закан­чивается к 8—10 годам, затем она постепенно атрофируется, уменьшается в весе. Гормоны зобной железы способствуют росту ребенка и задерживают развитие половых желез. При уменьшении ее активности ускоряется наступление половой зрелости.

Половое созревание, сопровождающееся значительными морфо­логическими и функциональными изменениями организма, обеспе­чивается развитием половых желез, выделяющих специальные гор­моны. Развитие этих желез происходит скачкообразно. Половые же­лезы девочек—яичники—остаются очень маленькими и почти не функционируют до 7 лет. С 7 до 14 лет их вес удваивается. При этом усиливается и образование половых гормонов. На 15-м году жизни вес яичников возрастает в среднем в 8 раз, соответственно повышается и их гормональная деятельность. Также неравномерно развиваются половые железы — семенники — у мальчиков.

Половое созревание резко замедляет рост тела и удлинение его трубчатых костей.

О половом созревании обычно судят по появлению и развитию вторичных половых признаков, т. е. тех особенностей, которые не­посредственно не связаны с половой деятельностью, но являются характерным отличием мужского и женского организма. К этим признакам относятся особенности в строении скелета, развитии мус­кулатуры, тембре голоса и др.

В период полового созревания нередко резко изменяется и пси­хика подростка, его поведение. Это обусловлено изменениями выс­шей нервной деятельности. Очень благоприятное воздействие на организм в это время оказывают регулярные физические упражне­ния, занятия спортом.

Физиологические особенности детей, подростков и юношей, как уже говорилось выше, должны учитываться при выборе спортивной деятельности и дозировании тренировочных и соревновательных нагрузок. Эти данные подробно излагаются в специальных курсах физического воспитания. Ниже даются лишь некоторые примеры.

В младшем школьном возрасте необходимо совершенствовать координацию движений, развивать быстроту и стимулировать развитие как двигательной, так и сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В связи с этим рекомендуются занятия фигурным катанием на коньках, настольным теннисом, плаванием.  

Не­сколько позднее (с 9—10 лет) можно начинать занятия акробатикой, спортивной гимнастикой, баскетболом, волейболом и другими видами спорта.

С 12—13 лет разрешается заниматься легкой атле­тикой, бегом на лыжах и коньках, футболом, хоккеем и др.

Старшие школьники при хорошем состоянии здоровья могут быть допущены к занятиям любым видом спорта. При этом следует ограничивать лишь очень длительную работу, требующую высокого развития выносливости.

Васильева В. В., Коссовская Э. Б., Степочкина Н. А. Физиология человека / Под ред. В. В. Васильевой. - М.: Физкультура и спорт, 1973. - 192 с. § 55. Физиологические особенности детей школьного возраста. - С. 169-179.