Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V—VIII классы). Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.
Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13—14 дет, когда длина тела прибавляется за год на 7—9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11—12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13—14 лет, а у девочек — в 11—12 лет.
Наблюдаются существенные различия в сроках полового созревания девочек и мальчиков. Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1—2 года раньше, чем у мальчиков. В одном классе обучаются школьники с разной степенью полового созревания, а следовательно, и с разными функциональными адаптационными возможностями. Отсюда очевидно, что в подростковом возрасте приобретает особую актуальность проблема индивидуального обучения в условиях коллективных форм воспитания.
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечно-сосудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12—15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (15 лет); у девочек — с 1900 мл (12 лет) до 2500 мл (15 лет).
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах 18, 19.
У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости.
Таблица 18
Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)
Физические способности
|
Среднегодовой прирост |
Общий прирост |
||
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
|
Скоростные |
3,9 |
2,9 |
15,4 |
11,5 |
Силовые |
15,8 |
18,4 |
79,0 |
92,0 |
Общая выносливость |
3,3 |
2,1 |
13,0 |
8,4 |
Скоростная выносливость |
4,1 |
1,0 |
16,4 |
4,0 |
Силовая выносливость |
9,4 |
3,3 |
37,5 |
13,1 |
Таблица 19
Темпы прироста активной и пассивной гибкости у детей 11—14 лет (%)
|
|
|||
Суставы
|
активная
|
пассивная
|
||
Мальчики
|
Девочки
|
Мальчики
|
Девочки
|
|
Подвижность в суставах плечевого пояса, локтевых и лучезапястных |
-0,1 |
-1,4 |
-0,8 |
-1,7 |
Подвижность в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах |
-1,7 |
-2,6 |
-3,4 |
-2,3 |
Подвижность различных отделов позвоночного столба: — тазобедренный сустав при сгибании туловища — нижнегрудной поясничный отдел — верхнегрудной отдел — шейный отдел
|
5,1 11,6 6,0
|
20,0 6,4 4,1
|
- - - |
- - - |
Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
- М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с. С. 193-195.