Содержание материала

Неблагоприятное влияние отрицательных эмоциональных состояний

Материалы нашего исследования позволили установить, что неблагоприятное влияние отрицательных эмоциональных состояний на ход соревновательной борьбы у спортсменов проявляется в основном в следующем:

  1. спортсмены теряют уверенность в своих силах («ничего не выйдет — не заброшу мяч, не догоню, не перепрыгну, упаду с бревна, не смогу сопротивляться»);
  2. снижается острота тактического мышления спортсменов «с большим трудом прорвалась с мячом вперед и вдруг его потеряла... Дальше играла как не своя — мысль стала какой-то ленивой...». «Два раза подряд меня очень легко и быстро обвел мастер спорта Г.; это как-то подействовало на мое мышление, я совершенно лишился ориентировки». «Раскрылся и сразу получил серию ударов, я растерялся — забыл указания тренера, как вести бой с левшой»);
  3. возникает чрезмерное возбуждение или, наоборот, торможение, апатия; после неудачного действия, например в баскетболе, спортсмен бесцельно бросается от одного соперника к другому, хватает их за руки, волнуется, делает импульсивные движения; или у него наступает чувство безразличия, нежелание действовать, вялость;
  4. затрудняется проявление у спортсменов волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, самостоятельности и др. («исчезла смелость», «не могу решиться», «махнул рукой»).

Морально воспитанные и волевые спортсмены стараются преодолеть своей силой воли естественно возникающие после неудачных действий неприятные эмоции и восстановить потерянную уравновешенность. Как свидетельствует собранный нами материал, усилия при этом прилагаются спортсменами в следующих направлениях.

Прежде всего многие спортсмены (около 47% опрошенных) пытаются различными путями восстановить уверенность в своих силах. Приводим характерные их высказывания. «После неудачной попытки ухожу в сторону, мысленно и практически проделываю движения толкания ядра, убеждаюсь, что все делаю правильно, и чувствую, как приятное сознание уверенности в том, что следующая попытка будет удачной, постепенно наполняет меня» (мастер спорта А.). «Я испытывал большую усталость. Чувствовал, что силы покидают меня, начал думать о поражении. Но, тем не менее, говорил про себя: "Я должен выдержать — я ведь хорошо подготовлен, лучше, чем мой соперник, столько труда приложил на тренировках, он не может пропасть даром"» (борец II разряда Г.). «Не забил мяч в пустые ворота. Я не смел смотреть товарищам в глаза, все время чувствовал большую вину перед ними. Уверенность вернулась ко мне лишь тогда, когда с моей передачи партнер забил гол» (футболист I разряда Ш.). «Стараюсь убедить себя, что я не слабее своего противника и что он сам меня боится» (боксер III разряда Л.). «Когда я взволнован после неудачи, доказываю себе, что вот теперь я точно передал мяч партнеру, значит, волнение уже прошло, я успокоился...» (футболист 11 разряда С). «Когда увидел лицо соперника, понял, что и ему очень трудно, и это успокоило меня» (легкоатлет III разряда А., бегун на средние дистанции).

Некоторые спортсмены, переживающие отрицательные эмоции в связи с неудачей, сознательно пытаются восстановить утраченную уверенность в своих силах, они успокаивают и убеждают себя в том, что объективно они сильны и способны успешно проводить борьбу. Часто после неудачного действия спортсмены пытаются реабилитировать себя перед товарищами действиями, полезными для коллектива, и таким образом искупить» свою вину.

Большинство опрошенных спортсменов (82%) боролись с отрицательными эмоциональными состояниями, отвлекая внимание от неприятных чувств и мыслей о возможном окончательном поражении. Мастер спорта по фехтованию С. проигрывал бой со счетом 0:4. «Встреча для меня была очень важной, — рассказывал С, — решался вопрос о поездке на всесоюзные соревнования. Угрожало явное поражение, я чувствовал, что сильно волнуюсь. Чтобы отвлечься от навязчивой мысли о поражении, я заставил себя думать о том, как бы выиграть хотя бы один единственный укол. Я стал пристально всматриваться в движения противника, пытаясь уловить в них малейшую ошибку. Сосредоточил все силы, чтобы выиграть хотя бы одно очко. И мне удалось! Тогда я сказал себе: "Одного очка мало, нужно выиграть хотя бы еще одно очко — только одно очко!" Мне опять повезло — удачно провел контратаку. Когда судья остановил бой и что-то говорил моему сопернику, я с удовольствием отметил, что волнение меня покинуло».

Чтобы отвлечь внимание, пользуются и другими приемами. Вот как говорят о них спортсмены: «Думаю, что результат противника не такой уж высокий», «Стараюсь представить себе, что я на тренировке, а не на соревнованиях», «Сосредотачиваю внимание только на последовательности движений», «Считаю мысленно до 20 или 30», «Думаю о ранее пережитых приятных чувствах — не в спортивной деятельности», «Между прыжками стараюсь о них не думать — пою, болтаю с подругами», «Не смотрю, как соперники толкают ядро».

Значительная часть спортсменов (28% опрошенных) преодолевает отрицательные эмоциональные состояния путем выяснения и анализа причин неудачного действия. Так, перворазрядник прыгун с шестом Т. рассказывал, что неприятные переживания в связи с неудавшимися прыжками устраняются им только тогда, когда он сам или с помощью тренера находит ошибки в выполнении упражнения. «Если я не нахожу причину неудачи, волнуюсь еще больше. В последних соревнованиях два раза сбил планку и сильно расстроился. Отошел в сторону, сел и попытался вникнуть в технику прыжка. Никаких погрешностей техники не нашел, но убедился, что все движения делал очень поспешно и как-то более подчеркнуто, чем обычно, — вот и нарушился общий ритм прыжка. После этого я спокойно ждал последней попытки. Она мне удалась».

Подобным образом действуют многие другие спортсмены. «Стараюсь выяснить, почему не получился опорный прыжок», «После первого раунда тренер очень убедительно показал мне все мои ошибки, стало как-то веселее, совсем успокоился», «После неудачного броска всегда сажусь и основательно мысленно "просматриваю" всю технику, стараюсь найти ошибку». Борясь с неприятным эмоциональным состоянием, ряд спортсменов (16% опрошенных) старается убедить себя в том, что, несмотря на неудачу, необходимо сделать все возможное для победы или улучшения результатов, чтобы не пострадали или пострадали как можно меньше интересы команды.

Характерным в этом отношении является рассказ перворазрядника лыжника К. «В одних межвузовских соревнованиям мне здорово не повезло. То ли я был вообще недостаточно тренирован, то ли плохо распределил силы по отрезкам дистанции, но во второй ее половине меня начали обгонять соперники, которых я раньше отнюдь не считал опасными для себя. Переживал чувство стыда, мелькнула мысль — сойти с лыжни, сославшись на боль в левой ступне (она у меня действительно немного болела). От этой мысли мне стало еще хуже. Я стал убеждать себя в том, что нужно продолжать борьбу, не подвести команду. Если бы я боролся только за себя, думал я, то можно было и прекратить бег, но ведь в моем лице ведет борьбу весь коллектив, а он не желает сдаваться, он хочет продолжать самым лучшим образом, и я не имею права уходить. Я очень радовался такому повороту мысли и продолжал бег».

Мысль о том, что противник может воспользоваться проявлением растерянности, сомнения, неуверенности или огорчения, также помогает спортсменам овладеть своими эмоциями. «Я совершил ошибку и этим ухудшил положение команды, однако я не должен ухудшить его еще больше своей растерянностью, ибо противник только и ждет этого», — говорит баскетболист II разряда Д.

Таким образом, спортсмены пытаются, и небезуспешно, сознательно преодолеть отрицательные эмоции, уменьшить или совершенно устранить неблагоприятное их влияние на ход соревновательной борьбы, применяя для этого различные приемы словесного воздействия.

Современное научное представление о физиологических механизмах эмоций дает основу для понимания возможностей саморегулирования человеком своих эмоциональных состояний. В сложном нейродинамическом взаимодействии коры головного мозга и подкорки в процессе возникновения и протекция эмоционального переживания ведущую роль играет кора мозга, ее высшая инстанция, регулирующая человеческое поведение, — вторая сигнальная система действительности. Посредством слова облегчается перестройка динамических стереотипов корковых нервных связей, тормозится деятельность подкорки, задерживаются выразительные движения, что приводит к частичному притуплению остроты эмоциональных переживаний.

Способность спортсмена управлять своим психическим состоянием развивается в процессе тренировочных занятии и соревновании. Способность эта неразрывно связана с воспитанием всей личности спортсмена, с воспитанием отношений к коллективу и спортивной деятельности, в том числе и эмоциональных отношений, являющихся «ведущими компонентами в важных человеческих эмоциях» (Черникова).