Содержание материала

Вопрос о сознательном управлении человеком своими эмоциональными переживаниями является очень важным в спорте. Всем известно, что нередки случаи, когда объективно сильные спортсмены или команды после первых неудач в соревнованиях теряются, падают духом, отказываются от борьбы и проигрывают даже более слабым соперникам. Причиной тому является неумение преодолевать отрицательные эмоциональные состояния (растерянность, гнев, боязнь, неуверенность, огорчение и др.) в ходе спортивной борьбы.

Этот важный вопрос не мог не привлечь к себе внимания специалистов по психологии спорта, равно как и специалистов в области физической культуры и спорта. Эмоции в спортивной деятельности исследовались О. А. Черниковой, которая на основе наблюдений за эмоциональными проявлениями спортсменов вскрыла ряд важных для практики закономерностей в этой области. Ею изучались вопросы восстановления уверенности лыжников-прыгунов после падения и получения травмы, условия закрепления и пути преодоления отрицательных эмоций при выполнении физических упражнений, влияние эмоций на деятельность спортсмена, роль эмоций в волевых проявлениях спортсмена (Черникова, 1949, 1959, I960, 1962). В. К. Гаврилюк показал различные формы психологических барьеров в спорте, порождающих определенные трудности эмоционального порядка у спортсмена в соревнованиях (Гаврилюк, 1962). Однако в исследованиях этих и других авторов содержится мало конкретных указаний и советов о том, как устранять влияния неблагоприятных эмоциональных переживаний на ход соревновательной борьбы. Наше исследование имело ограниченную цель — выяснить, как сами спортсмены, опираясь на свой соревновательный опыт, борются с нежелательными эмоциональными переживаниями и на основе этого сделать некоторые выводы — рекомендации для спортивной практики.

Нами было опрошено около 300 спортсменов — представителей различных видов спорта (легкоатлетов — 57, спортигровиков — 103, пловцов и прыгунов в воду — 22, гимнастов — 29, борцов — 12, боксеров — 14, гребцов и лыжников — 20, велосипедистов — 18, штангистов — 7, фехтовальщиков — 15), имеющих различную спортивную квалификацию (мастеров спорта — 17, перворазрядников — 113, второразрядников — 132, третьеразрядников — 35), а также ряд тренеров.

Данные собирались нами анкетным методом — 74% и путем бесед (преимущественно со спортсменами более высокого класса) — 26%. При этом мы старались выяснить: а) в чем конкретно сказывается влияние неприятных эмоциональных переживаний на ход спортивной борьбы; б) какие приемы применяются спортсменами с целью преодоления отрицательных эмоциональных состояний и устранения их влияния на ход спортивной борьбы; в) какие условия обучения и воспитания способствуют развитию у спортсменов способности побороть неприятные чувства при неудаче в соревнованиях.

Кроме того, мы вели наблюдения за эмоциональным поведением 34 спортсменов (легкоатлетов и баскетболистов), неудачно выступавших и переживающих неприятные эмоции во время соревнований (после неудачной попытки выполнить упражнение, после удаления тренером из игры в связи с повторением крупных ошибок и т. п.). Спортсмены вели себя по-разному: пытались оправдаться перед товарищами, были задумчивы, искали уединения и др. После соревнования спортсмены объясняли эти особенности своего поведения, содержание целей и т. д.


Неблагоприятное влияние отрицательных эмоциональных состояний

Материалы нашего исследования позволили установить, что неблагоприятное влияние отрицательных эмоциональных состояний на ход соревновательной борьбы у спортсменов проявляется в основном в следующем:

  1. спортсмены теряют уверенность в своих силах («ничего не выйдет — не заброшу мяч, не догоню, не перепрыгну, упаду с бревна, не смогу сопротивляться»);
  2. снижается острота тактического мышления спортсменов «с большим трудом прорвалась с мячом вперед и вдруг его потеряла... Дальше играла как не своя — мысль стала какой-то ленивой...». «Два раза подряд меня очень легко и быстро обвел мастер спорта Г.; это как-то подействовало на мое мышление, я совершенно лишился ориентировки». «Раскрылся и сразу получил серию ударов, я растерялся — забыл указания тренера, как вести бой с левшой»);
  3. возникает чрезмерное возбуждение или, наоборот, торможение, апатия; после неудачного действия, например в баскетболе, спортсмен бесцельно бросается от одного соперника к другому, хватает их за руки, волнуется, делает импульсивные движения; или у него наступает чувство безразличия, нежелание действовать, вялость;
  4. затрудняется проявление у спортсменов волевых качеств: смелости, решительности, инициативности, самостоятельности и др. («исчезла смелость», «не могу решиться», «махнул рукой»).

Морально воспитанные и волевые спортсмены стараются преодолеть своей силой воли естественно возникающие после неудачных действий неприятные эмоции и восстановить потерянную уравновешенность. Как свидетельствует собранный нами материал, усилия при этом прилагаются спортсменами в следующих направлениях.

Прежде всего многие спортсмены (около 47% опрошенных) пытаются различными путями восстановить уверенность в своих силах. Приводим характерные их высказывания. «После неудачной попытки ухожу в сторону, мысленно и практически проделываю движения толкания ядра, убеждаюсь, что все делаю правильно, и чувствую, как приятное сознание уверенности в том, что следующая попытка будет удачной, постепенно наполняет меня» (мастер спорта А.). «Я испытывал большую усталость. Чувствовал, что силы покидают меня, начал думать о поражении. Но, тем не менее, говорил про себя: "Я должен выдержать — я ведь хорошо подготовлен, лучше, чем мой соперник, столько труда приложил на тренировках, он не может пропасть даром"» (борец II разряда Г.). «Не забил мяч в пустые ворота. Я не смел смотреть товарищам в глаза, все время чувствовал большую вину перед ними. Уверенность вернулась ко мне лишь тогда, когда с моей передачи партнер забил гол» (футболист I разряда Ш.). «Стараюсь убедить себя, что я не слабее своего противника и что он сам меня боится» (боксер III разряда Л.). «Когда я взволнован после неудачи, доказываю себе, что вот теперь я точно передал мяч партнеру, значит, волнение уже прошло, я успокоился...» (футболист 11 разряда С). «Когда увидел лицо соперника, понял, что и ему очень трудно, и это успокоило меня» (легкоатлет III разряда А., бегун на средние дистанции).

Некоторые спортсмены, переживающие отрицательные эмоции в связи с неудачей, сознательно пытаются восстановить утраченную уверенность в своих силах, они успокаивают и убеждают себя в том, что объективно они сильны и способны успешно проводить борьбу. Часто после неудачного действия спортсмены пытаются реабилитировать себя перед товарищами действиями, полезными для коллектива, и таким образом искупить» свою вину.

Большинство опрошенных спортсменов (82%) боролись с отрицательными эмоциональными состояниями, отвлекая внимание от неприятных чувств и мыслей о возможном окончательном поражении. Мастер спорта по фехтованию С. проигрывал бой со счетом 0:4. «Встреча для меня была очень важной, — рассказывал С, — решался вопрос о поездке на всесоюзные соревнования. Угрожало явное поражение, я чувствовал, что сильно волнуюсь. Чтобы отвлечься от навязчивой мысли о поражении, я заставил себя думать о том, как бы выиграть хотя бы один единственный укол. Я стал пристально всматриваться в движения противника, пытаясь уловить в них малейшую ошибку. Сосредоточил все силы, чтобы выиграть хотя бы одно очко. И мне удалось! Тогда я сказал себе: "Одного очка мало, нужно выиграть хотя бы еще одно очко — только одно очко!" Мне опять повезло — удачно провел контратаку. Когда судья остановил бой и что-то говорил моему сопернику, я с удовольствием отметил, что волнение меня покинуло».

Чтобы отвлечь внимание, пользуются и другими приемами. Вот как говорят о них спортсмены: «Думаю, что результат противника не такой уж высокий», «Стараюсь представить себе, что я на тренировке, а не на соревнованиях», «Сосредотачиваю внимание только на последовательности движений», «Считаю мысленно до 20 или 30», «Думаю о ранее пережитых приятных чувствах — не в спортивной деятельности», «Между прыжками стараюсь о них не думать — пою, болтаю с подругами», «Не смотрю, как соперники толкают ядро».

Значительная часть спортсменов (28% опрошенных) преодолевает отрицательные эмоциональные состояния путем выяснения и анализа причин неудачного действия. Так, перворазрядник прыгун с шестом Т. рассказывал, что неприятные переживания в связи с неудавшимися прыжками устраняются им только тогда, когда он сам или с помощью тренера находит ошибки в выполнении упражнения. «Если я не нахожу причину неудачи, волнуюсь еще больше. В последних соревнованиях два раза сбил планку и сильно расстроился. Отошел в сторону, сел и попытался вникнуть в технику прыжка. Никаких погрешностей техники не нашел, но убедился, что все движения делал очень поспешно и как-то более подчеркнуто, чем обычно, — вот и нарушился общий ритм прыжка. После этого я спокойно ждал последней попытки. Она мне удалась».

Подобным образом действуют многие другие спортсмены. «Стараюсь выяснить, почему не получился опорный прыжок», «После первого раунда тренер очень убедительно показал мне все мои ошибки, стало как-то веселее, совсем успокоился», «После неудачного броска всегда сажусь и основательно мысленно "просматриваю" всю технику, стараюсь найти ошибку». Борясь с неприятным эмоциональным состоянием, ряд спортсменов (16% опрошенных) старается убедить себя в том, что, несмотря на неудачу, необходимо сделать все возможное для победы или улучшения результатов, чтобы не пострадали или пострадали как можно меньше интересы команды.

Характерным в этом отношении является рассказ перворазрядника лыжника К. «В одних межвузовских соревнованиям мне здорово не повезло. То ли я был вообще недостаточно тренирован, то ли плохо распределил силы по отрезкам дистанции, но во второй ее половине меня начали обгонять соперники, которых я раньше отнюдь не считал опасными для себя. Переживал чувство стыда, мелькнула мысль — сойти с лыжни, сославшись на боль в левой ступне (она у меня действительно немного болела). От этой мысли мне стало еще хуже. Я стал убеждать себя в том, что нужно продолжать борьбу, не подвести команду. Если бы я боролся только за себя, думал я, то можно было и прекратить бег, но ведь в моем лице ведет борьбу весь коллектив, а он не желает сдаваться, он хочет продолжать самым лучшим образом, и я не имею права уходить. Я очень радовался такому повороту мысли и продолжал бег».

Мысль о том, что противник может воспользоваться проявлением растерянности, сомнения, неуверенности или огорчения, также помогает спортсменам овладеть своими эмоциями. «Я совершил ошибку и этим ухудшил положение команды, однако я не должен ухудшить его еще больше своей растерянностью, ибо противник только и ждет этого», — говорит баскетболист II разряда Д.

Таким образом, спортсмены пытаются, и небезуспешно, сознательно преодолеть отрицательные эмоции, уменьшить или совершенно устранить неблагоприятное их влияние на ход соревновательной борьбы, применяя для этого различные приемы словесного воздействия.

Современное научное представление о физиологических механизмах эмоций дает основу для понимания возможностей саморегулирования человеком своих эмоциональных состояний. В сложном нейродинамическом взаимодействии коры головного мозга и подкорки в процессе возникновения и протекция эмоционального переживания ведущую роль играет кора мозга, ее высшая инстанция, регулирующая человеческое поведение, — вторая сигнальная система действительности. Посредством слова облегчается перестройка динамических стереотипов корковых нервных связей, тормозится деятельность подкорки, задерживаются выразительные движения, что приводит к частичному притуплению остроты эмоциональных переживаний.

Способность спортсмена управлять своим психическим состоянием развивается в процессе тренировочных занятии и соревновании. Способность эта неразрывно связана с воспитанием всей личности спортсмена, с воспитанием отношений к коллективу и спортивной деятельности, в том числе и эмоциональных отношений, являющихся «ведущими компонентами в важных человеческих эмоциях» (Черникова).


Практические рекомендации

Изложенные выше факты и соображения приводят к следующим заключениям, которые могут служить как практические рекомендации:

  • Для формирования у спортсменов способности преодолевать отрицательные эмоциональные состояния следует воспитывать у них нравственные чувства, и прежде всего чувства долга и ответственности перед коллективом. Чем выше моральная воспитанность спортсмена, тем легче и быстрее он убедит себя в необходимости продолжения борьбы в условиях большого психологического напряжения и неприятных эмоциональных переживаний.
  • Потерпев неудачу в ходе борьбы, спортсмен делает большие усилия, чтобы отвлечь свое внимание от мыслей о возможном окончательном поражении в данном соревновании. Поэтому не нужно затруднять этот процесс слишком категорическими требованиями обязательного достижения победы и угрозами в случае поражения.
  • Чтобы отвлечь внимание от неприятных переживаний, многие опытные тренеры дают спортсменам задания, выполнение которых требует максимального сосредоточения сознания на совершенно конкретных задачах их деятельности (например, в баскетболе — держать подопечного по всей площадке).
  • Очень важно воспитывать общий оптимистический взгляд спортсмена на исход собственных действий и действий команды. В процессе тренировки необходимо закреплять положительные эмоциональные переживания и реакции спортсмена, разрешать и помогать ему полностью прочувствовать эмоцию радости в связи с удачными действиями в сложной ситуации: приятные воспоминания, связанные с удачным преодолением больших трудностей, являются опорой для спортсмена при восстановлении эмоционального равновесия в такой же или подобной трудной обстановке и в ходе соревнований.

Перворазрядник баскетболист Р. рассказывал: «В одних очень важных для нашей команды соревнованиях мне удалось на последних секундах забросить решающий мяч в корзину противника, притом из очень трудного положения. Меня держали два защитника, которые отчаянно пытались отобрать мяч или помешать выполнению броска. Но я ухитрился как-то поднять руки с мячом и метко послать его в корзину. Я ощущал еще расслабленность вытянутой руки, когда раскатился гром аплодисментов. Болельщики ликовали, партнеры поздравляли меня, расспрашивали, как я совершил этот чудесный бросок. Я пережил большую радость от удачного броска, даже сегодня представляю себе приятную расслабленность руки. Воспоминание этого чувства помогает мне побороть волнение и страх, когда нужно совершить бросок после неудачных попыток».

Спортсмен, потерпевший неудачу, стремится восстановить уверенность в своих силах. Необходимо помочь ему в этом, убедить, что он еще способен успешно бороться и внести свой вклад в общее дело команды. С этой целью можно, например, в баскетболе дать ему возможность «отличиться»: обвести соперника, удачно передать мяч партнеру и т. п. При этом необходимо учитывать остроту эмоциональных переживаний спортсмена и в некоторых случаях дать ему предварительный отдых от активных действий.

При разборе проведенных соревнований нужно указывать на допущенные спортсменом технические, тактические ошибки и недостатки в психологической подготовке к соревнованию. Необходимо выработать у спортсмена установку на самостоятельный анализ собственных действий, самостоятельное выявление причин неудач в процессе самого соревнования. Умение отыскивать недостатки своих действий, привычка подвергать их анализу помогают спортсмену отвлечься и забыть неудачу.

Очень важно научить спортсмена умению хорошо владеть собой во время соревнований. Он не должен обнаруживать своих переживаний выражением лица, движениями рук, словами. Умение задержать внешние реакции, характерные для эмоций, способствует в известной мере уменьшению остроты и самих эмоциональных переживаний. Наоборот, необузданные внешние проявления гнева, злости, «смакование» своих огорчений нередко приводят к обострению этих эмоций. Необходимо учитывать и то, что эмоции могут «заражать» других людей. Поэтому, требуя от спортсмена ничем не обнаружить своей досады, злости, растерянности и других чувств, вызванных неудачей, одновременно нужно поощрять проявление положительных эмоций. Человек управляет своим поведением и эмоциональным состоянием при помощи слова, поэтому необходимо научить спортсмена правильно пользоваться им. Исследование показало, что спортсмены, преодолевая отрицательные эмоциональные состояния, произносят мысленно успокаивающие и ободряющие слова: «я спокоен», «еще немного, и раунд окончится», «ведь все идет хорошо», «вот я и расслабился», «бывает хуже»; слова, указывающие способы действия: «осторожно», «ближе к краю», «держаться подальше», «глубже выход»; самоприказы: «не обращай внимания», «не думай», «опусти плечи», «нужно победить, нужно победить».

Необходимо помочь спортсмену находить слова, наиболее удачно и обобщенно выражающие суть его стремлений, усилий. Нужно выработать у спортсмена здоровое, правильное отношение к поражению, заключающееся, в частности, в понимании того, что в конечном счете важнее всего показать себя мужественным борцом, отдающим общему делу коллектива все свои силы и способности и воспитывающим у себя таким образом очень ценные для советского человека качества характера. Молодого спортсмена после поражения нужно успокаивать убеждением, что достоин похвалы не только тот, кто выиграл, но и тот, кто с честью проиграл.

Существенное значение имеет эмоциональный опыт спортсмена. Спортсмен, участвовавший во многих соревнованиях, прошедший «огонь и воду», показывает большую устойчивость к действию временных неудач, бывает эмоционально менее уязвим. С целью повышения эмоциональной устойчивости спортсменов следует проводить тренировочные занятия в условиях, близких к соревнованиям: вводить элементы состязания между занимающимися, приглашать чужих судей для оценки выполняемых упражнений, проводить занятия в присутствии зрителей и т. п.

Не менее важным является поведение тренера, его такт в отношении спортсмена, совершившего неудачное действие или неудачно выступившего в соревнованиях и глубоко переживающего это. Для спортсмена, добросовестно борющегося за победу в соревнованиях, сама неудача уже является достаточным возмездием за совершенную ошибку, и всякое другое наказание (порицание, выражение неудовлетворенности, насмешка и т. п.) является излишним и вредным.

Палайма Ю. Ю. Преодоление отрицательных эмоциональных состояний в спорте // Психологическая подготовка спортсмена. — М.: ФиС, 1965. — С. 35-42.