Когда мы рассматриваем такие темы, как отношения, агрессия, мотивация и тревога, нас интересует, как и почему люди различаются по этим аспектам и как мы можем изменить их для улучшения спортивных результатов.

Ответы на многие из этих вопросов можно найти в теории черт личности. В основе личностного подхода лежат два основных предположения.

  • Во-первых, согласно теории черт, личность человека состоит из определенных ключевых и устойчивых характеристик, или черт.
  • Во-вторых, люди различаются по каждому признаку из-за генетических различий.

Черты можно измерить в соответствии с тремя факторами: их частотой, интенсивностью и диапазоном ситуаций, в которых они могут быть применены. Например, черта, которая фигурирует в большинстве основных теорий, ‒ это экстраверсия, показывающая насколько человек живой, общительный и импульсивный. Мы считаем, что кто-то является экстравертом, если он часто демонстрирует такое поведение в самых разных ситуациях.

Теория Айзенка

Британский ученый Ганс Юрген Айзенк (1916‒1997), автор факторной теории личности, опирающейся на эмпирические исследования индивидуальных различий, первоначально предположил (1952), что личность как совокупность описывающих человека черт, может быть полностью описана всего двумя факторами: экстраверсией (интроверсией) и невротизмом.

Уровень экстраверсии и невротизма можно определить с помощью личностного теста, называемого личностным опросником Айзенка (EPI). По результатам опроса можно, в частности, определить виды темперамента человека, в той или иной степени являющегося холериком, сангвиником, флегматиком или меланхоликом. Некоторые элементы EPI показаны в таблице 2.1.

элементы EPI опросника айзенка

Рис. 2.1. Что показывают баллы по личностному опроснику Айзенка.

Таблица 2.1. Элементы из опросника Айзенка

  1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения? («да — нет»)
  2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, выразить сочувствие?
  3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?
  4. Очень ли вам трудно отказываться от своих намерений?
  5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

Вероятно, вы видите, что вопросы 1, 3 и 5 являются частью шкалы экстраверсии (E), а вопросы 2 и 4 ‒ частью шкалы невротизма (N). Каждая из шкал E и N оценивается по 24 балла (рис. 2.1).

Высокий балл по шкале E указывает на то, что вы в наибольшей степени экстраверт, а низкий балл указывает на то, что вы в наибольшей степени интроверт, то есть тихий, одинокий и совсем не импульсивный.

Высокий балл по шкале N указывает на то, что вы очень невротичны, т. е. эмоционально нестабильны, тогда как очень низкий балл указывает на то, что вы очень стабильный, «невозмутимый» человек.

Большинство людей набирают от 5 до 20 баллов по каждой шкале. В более поздней версии своей теории Айзенк (1975) добавил третью черту личности ‒ психотизм ‒ меру мягкости или жесткости личности. Этот фактор включен в третью шкалу более позднего личностного теста Айзенка ‒ Личностного опросника Айзенка (EPQ).

Теория Кеттела

Психолог британского происхождения Реймонд Кеттел не согласился с мнением Айзенка о том, что личность можно понять, рассматривая только три аспекта поведения. Вместо этого он утверждал (1965), что необходимо рассмотреть гораздо большее количество факторов, чтобы получить полное представление о чьей-то личности. Ученый довел их количество до 16.

Как и Айзенк, Кеттелл использовал математический метод факторного анализа, чтобы посмотреть, какие типы поведения группируются вместе у одних и тех же людей. Он выделил шестнадцать личностных факторов (рис. 2.2) и создал тест, который в настоящее время носит название Личностный тест Кеттела, или опросник 16PF.

личностные факторы кеттела

Рис. 2.2. Шестнадцать личностных факторов Кеттелла:

Шестнадцать личностных факторов Кеттелла:

Айзенк предположил, что шестнадцать факторов Кеттелла идеально вписываются в его три. На самом деле спор между Айзенком и Кеттеллом является математическим.

Для спортивных психологов важно не то, кто правильно рассчитал результаты, а то, какой тест более полезен для понимания спортивных результатов.

Исследования с использованием теорий черт личности Айзенка и Кеттелла, а также личностных тестов применительно к спорту будут рассмотрены далее.

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.