Один из самых основных вопросов, стоящих перед психологией, ‒ почему мы все разные?

Конечно, в чем-то мы все очень похожи, например, в структуре нашего мозга, механизмах восприятия, памяти. Однако между нами существуют огромные различия в том, как мы думаем, чувствуем и ведем себя в разных ситуациях. Этими индивидуальными различиями занимается психология личности.

Первин (Pervin, 1993) предложил простое рабочее определение личности: личность представляет собой те характеристики человека, которые объясняют постоянные модели поведения.

В широком смысле четыре фактора влияют на то, как мы реагируем в той или иной ситуации:

  • наша генетическая предрасположенность;
  • наш прошлый опыт;
  • природа ситуации, в которой мы находимся;
  • наша свобода воли.

Каждый из этих факторов подчеркивается одной или несколькими теориями личности.

  • Теории черт личности подчеркивают роль генетики в определении нашей индивидуальности.
  • Теория социального научения, напротив, считает, что личность в первую очередь определяется прошлым опытом.
  • Ситуационные и интерактивные взгляды уделяют больше внимания конкретной ситуации и меньше внимания природе личности в определении того, как они действуют.

Черты характера, социальное обучение, ситуативные и интеракционные теории ‒ все это амбициозные подходы к личности, которые стремятся описать всю природу человека. Узконаправленные же теории менее амбициозны и сосредоточены на одном аспекте личности.

Ни один из основных теоретических подходов к личности не уделяет особого внимания свободе воли, то есть тому, как мы решаем думать, чувствовать и вести себя. Свобода воли ‒ противоречивая идея в психологии. Хотя мы можем считать, что выбираем, как себя вести, всегда есть вероятность, что на нас в некоторой степени влияют наши генетические особенности и наш прошлый опыт.

Можно сказать, что изучение личности лежит в основе всей спортивной психологии.

Мэтт Джарвис. Спортивная психология.