Стремление к успеху часто рассматривается как проявление мотива достижения (или мотивации), который побуждает человека направить свое поведение на достижение определенных целей.

Вся сфера спорта руководствуется этосом достижений или климатом: победа востребована, а поражений следует избегать во всех начинаниях. Конкуренты заряжены мотивом достижения в том смысле, что они лично стремятся к успеху, а не к неудаче, и готовы побеждать других в достижении этой цели. Упражнения также обычно мотивированы для достижения конкретных результатов.

Влиятельные исследования Джона Аткинсона, особенно в соавторами в «Мотиве достижения» (McClelland D.C., Atkinson J.W., Clark R.A., and Lowell E.L. The achievement motive), опубликованном в 1953 году, пролили свет на состав мотива достижения.

Мотив достижения (мотивация) – это сочетание двух диспозиционных личностных конструкций: мотив приближения к успеху и мотив избегания неудачи.

Согласно Аткинсону, у всех людей есть обе эти конструкции; именно способ их объединения влияет на то, будет ли один человек мотивирован на достижения. Исследование Аткинсона включало тестирование субъектов как на мотивы успеха, так и на избежание неудачи. Например, будут ли они искать проблемы, проявлять настойчивость, не бояться проиграть и обвинять себя в случае неудачи? Или они будут пытаться избегать неудач, уклоняться от испытаний, предпочитая соревноваться с легкими противниками, не любить, когда их оценивают другие, и приписывать свои действия внешним факторам, таким как удача или сильные противники? Говорится, что у тех, кто набрал большие очки в первой шкале, есть мотив достижения.

Ситуация также учитывается в модели Аткинсона, оценивающей вероятность успеха от 0 (нет шансов) до 1 (определенность) и строящей значение стимула (чем меньше вероятность успеха, тем больше стимул). Тип ситуации определяет, выйдут ли на передний план поведенческие тенденции игрока, мотивированного достижениями. Поскольку многие спортивные ситуации имеют средние шансы на успех без очень высокой стимулирующей ценности, спортсмен с высокими достижениями не всегда является активом; во многих ситуациях требуется более консервативный исполнитель.

М. Маер и Дж. Николлс (Maehr M.L., Nicholls J.G., Culture and achievement motivation: a second look, 1980) отвергли многие предположения Аткинсона относительно неизменности и объективности успеха и неудачи. Вместо этого они предложили более субъективные оценки, основанные на восприятии достижения или не достижения целей.

По словам Маера и Николса, существует «культурная разница в личных качествах, которая считается желательной». Другими словами: успех и неудача будут рассматриваться по-разному в разных культурах. Не рассматривая связь между этикой достижения и мотивом достижения, Маер и Николс признают, что необходимо понимать смысл достижения, а не предполагать, что существует единственное определение, которое подходит для всех.

Их задача состояла в том, чтобы выяснить, как, например, победа может быть лишь критерием достижения успеха для одних, в то время как удовлетворение тренера от хороших результатов может представлять собой достижение для других.

Различные цели порождают разные представления об успехе и неудаче. Но, что очень важно, все люди используют какие-то цели для оценки своих достижений.

Согласно Maehr и Nicholls, цели достижения могут быть сгруппированы в три вида:

  • (1) продемонстрировать способность;
  • (2) быть вовлеченным в задачу (овладение компетенцией, а не оценка себя по другим);
  • (3) искать социального одобрения.

Один и тот же участник может иметь разные цели для каждого вида спорта или в разное время в своей жизни, или даже иметь несколько целей одновременно.

Хотя многие исследования были посвящены мотивам достижений в спорте, их актуальность в упражнениях была выявлена ​​в ряде исследований в последние годы, например, исследование Роберта ЛаЧаусса (LaChausse Robert G., 2006) о велоспорте, предлагающее исследование того, как велосипедисты, ехавшие ради удовольствия, заметно отличались по своим мотивам от конкурирующих велосипедистов:

«Неконкурирующие велосипедисты были более склонны в качестве мотивов выбирать поддержание веса тела и свою принадлежность к когорте велосипедистов. Велосипедисты-шоссейники в большинстве случаев выбирали достижение цели и соревнование, а для горных велосипедистов мотивацией для езды на велосипеде был смысл жизни».

Другие исследования подтверждают наличие мотива достижения среди участников, но, как и ЛаЧаусс, предполагают, что существует иерархия мотивов, которая меняется по мере прохождения участниками различных этапов.

Эллис Кэшмор. Психология спорта и упражнеений. С. 4-6.