Приверженность не следует путать с соблюдением. Как подчеркивает С.А. Шилдс с соавторами, «приверженность подразумевает более активную или совместную роль в поведенческом принятии решений для участника, позволяя некоторый выбор и корректировку планов».

В отличие от этого, «соблюдение подразумевает, что участник играет более пассивную роль, в которой он либо соблюдает рекомендуемые правила деятельности, либо он этого не делает». (Shields C.A., Brawley L.R. and Lindover T.I., 2005).

1. Намерение и результаты

«Придерживаемость» является ценным качеством для любого спортсмена.

«Является обязательным, – пишут Керри Маммери и Леонард Ванкель (W.K. Mummery, L.M. Wankel, 1999), – чтобы спортсмен для получения максимальной выгоды от своих усилий добросовестно придерживался предписанной программы тренировок и подготовки».

То же самое можно сказать и об упражнениях. Что заставляет некоторых людей придерживаться своих программ, в то время как другие уклоняются? Почему некоторые люди начинают тренироваться, но быстро теряют свою решимость, а другие продолжают тренироваться на протяжении многих лет?

Многие люди придерживаются упражнений, связанных со здоровьем, в качестве досуга, однако подготовка к соревнованиям отличается от этого. Ее цель – не обогащать образ тела или образ жизни, а улучшить производительность. Это инструментальная цель, хотя участие в спорте также включает в себя эмоциональный компонент: спортсмены любят соревноваться, по крайней мере, на начальном этапе. На более высоких спортивных уровнях осознание полезности обучения является более надежным предиктором приверженности.

В соответствии с теорией аргументированного действия, согласно которому основным предшественником поведения (например, выполнения физических упражнений) является намерение, исследование пловцов, проведенное Маммери и Ванкелем, показало, что приверженность к тренировкам (измеряемая по частоте, объему и интенсивности) была самой высокой среди спортсменов, которые были полны намерения участвовать и пройти предписанное обучение. Сочетание установок, относящихся к определенному поведению и к субъективным нормам (что, по мнению субъекта, думают другие), влияет на намерение.

Теория запланированного поведения расширяет предыдущую теорию и вводит понятие поведенческий контроль. Волевой контроль в подготовке к соревновательным видам спорта проблематичен: субъекты на самом деле не решают делать спринты 30 х 60 метров, или непрерывные приседания в течение трех минут, или подъемы в четыре часа утра, чтобы добраться до тренировочного бассейна, прежде чем он будет занят.

Пловцы, участвовавшие в исследовании, верили в полезность своих тренировок: результатом их усилий будет улучшение производительности. Они также полагали, что другие люди, которые были важны для них, думали, что они должны пройти весь цикл обучения. Пловцы, которые придерживались своего режима, также ощущали себя обладающими необходимыми способностями для выполнения программ по мере необходимости.

Если спортсмены не видят каких-либо улучшений в производительности, несмотря на то, что придерживаются графиков тренировок, они могут поставить под сомнение эффективность тренировок, мудрость своего тренера или свои собственные возможности. При таких обстоятельствах приверженность маловероятна.

По словам Линн Эванс и Лью Харди (Lynne Evans and Lew Hardy, 2002), ощущаемое улучшение и самоэффективность, которые этому способствуют, часто являются результатом постановки целей, возможно, самым важным вмешательством в усиление приверженности упражнениям, особенно среди тех, кто восстанавливается после травм.

Исследование David Lombard et al. показало, что постановка целей особенно эффективна среди участников, когда она поддерживается подсказкой. Этот вариант проводится гибко, предоставляя участникам обратную связь, варьируемую по частоте, времени и расстоянию, например, телефонным звонкам с простым вопросом: «Как продвигается твоя программа ходьбы?»

Но ограничения постановки целей были выявлены исследованием Cara Sidman et al. (2003). По их мнению, эффект может дать «компромисс между усилиями и приверженностью», означающий восприятие физических или, возможно, умственных усилий, необходимых для поддержания программы деятельности. Неспособность достичь общих целей (например, 10000 шагов в день с использованием шагомера) со временем приводит к снижению мотивации и потере приверженности.

Персонализация целей выполнения упражнений позволяет достичь более высоких результатов среди бывших малоподвижных учеников и, следовательно, обеспечить более длительную приверженность.

2. Социальный опыт

Факторы окружающей среды могут оказывать влияние на соблюдение упражнений. Например, как считает Джеймс Дж. Аннеси (Annesi James J., 2001) сочетание персонального телевидения и фоновой музыки в спортивных залах «способствовало более приятным упражнениям, что, в свою очередь, способствовало лучшей приверженности и более длительным, более интенсивным тренировкам».

Хотя большая часть исследований по приверженности является психологической, Миранда Терстон и Кен Грин (Miranda Thurston and Ken Green, 2004) провели социологическое исследование, описывающее «богатство» опыта, означающее удовлетворенность и навыки, выработанные не соревновательной деятельности, а на основе образа жизни. Несмотря на то, что после сорока пяти лет доля спортивных участников заметно снижается, те, кто занимался тремя или более видами деятельности, не обязательно соревновательными, становятся социализированными для физических упражнений и становятся частью «социальных групп, в которых физическая активность и регулярное участие дополняют друг друга».

Мотивация, которая обычно предшествует участию, с этой точки зрения является следствием участия и получаемой в результате удовлетворенности, связанной с упражнениями.

Было также установлено, что социализация является одним из влиятельных факторов в продолжающемся участии в программах упражнений для лиц с физическими недостатками, а другим основным фактором является способность людей выполнять повседневную деятельность в результате их участия, что вновь подчеркивает мотивирующую силу последствий физических упражнений.

Эллис Кэшмор. Психология спорта и упражнеений. С. 6-9.