Содержание материала

Формирование опыта нравственного поведения

Эффективность процесса формирования нравственности у школьников должна оцениваться степенью слияния понимания нравственных норм с поведением учащегося. Основной недостаток в этом вопросе заключается в разрыве нравственных знаний и поведения. Нравственное поведение складывается из поступков, в основе которых лежат знания и убеждения. Поступок не появляется на голом месте. Необходимо создать ситуацию поступка. Создание конфликтных ситуаций, ситуаций выбора – важнейший путь превращения нравственных знаний в поступок.

Важнейшее место принадлежит обретению нравственных привычек, которые формируются прежде всего на основе потребности поступать при любых обстоятельствах так, а не иначе. Состав нравственных привычек многообразен. Их разделяют на индивидуальные (привычка ежедневно делать утреннюю гимнастику, обтирание, закаливание и др.) и социальные (отношение к другим людям, вежливость и т.д.).

При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:

  • необходимо знать, отсутствие каких привычек мешает школьнику; одному – неспособность доводить дело до конца, другому – разбросанность спортивных увлечений; потому не следует формировать сразу несколько нравственных привычек, нужно выбрать именно ту, в которой прежде всего нуждается ученик;
  • необходима опора на положительный образец; школьник должен видеть, что от него требуют и как эта привычка реализуется в поведении, как она должна быть им усвоена;
  • формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
  • следует соблюдать ко всем ученикам единые требования при любых формах физического воспитания; недопустимо, чтобы при секционных занятиях учитель предъявлял одни требования, а на уроках – другие.
  • необходимо воспитание положительной мотивации к формируемой привычке, особое значение при этом играет индивидуальный подход к учащимся, если нет интереса к той или иной нравственной привычке, ученик будет ее отвергать, а значит она не превратится в нравственное достояние личности;
  • контроль необходим во всех его формах: от прямых указаний до косвенных напоминаний;
  • разрушение вредных привычек – процесс очень сложный, необходимо добиться прежде всего отрицательного отношения к дурной привычке самого ученика, очень важна реакция других учащихся, осуждение коллективом дурной привычки стимулирует к освобождению от нее.

Процесс формирования нравственного поведения и привычек часто связан с необходимостью использования методов педагогической коррекции (поощрения и наказания). Основное педагогическое значение этих методов заключается в том, что в одном случае они вызывают состояние моральной удовлетворенности, стимулируют и закрепляют нравственно-ценный поступок (поощрение), а в другом – тормозят негативные поступки, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности своим поведением (наказание). Неоднозначность воздействия методов коррекции обязывает воспитателя знать о некоторых правилах их применения.

Учитель должен предусмотреть возможную реакцию коллектива класса, степень и формы примененной коррекции поведения. Реакция поддерживающая или отвергающая либо усилит педагогическое воздействие метода, либо сведет его к нулю.

Формирование нравственных привычек, опыта нравственного поведения требует от учителя творческого использования и таких методов, как приучение и упражнение. Они содействуют закреплению нужных способов поведения.