Содержание материала

При изучении физических упражнений учебная деятельность школьника приобретает характер учебно-двигательной деятельности. Опираясь на теорию деятельности и ее роли в развитии человека, роли деятельности в учебном процесс, следует определить возможности физической культуры как школьного предмета и всей системы физического воспитания учащихся в формировании личности.

Современные психология и педагогика правомерно утверждают, что нравственная сущность человека проявляется в единстве его сознания, поведения и чувств. Педагогика физической культуры основывается на том факте, что разрыв, противостояние этих нравственных категорий ведут к трудновосполнимым потерям всего процесса воспитания. Гармоническое развитие нравственного поведения, сознания и чувств – сущность педагогики физической культуры, также как и всей педагогики.

Исследуя роль учебной деятельности в формировании нравственности у школьников, З. И. Васильева подчеркивает, что одним из главных ее источников в образовательном процессе является содержание учебной деятельности. С этой позиции содержание учебно-двигательной деятельности в системе физического воспитания представляется наполненным большими возможностями для решения задач формирования нравственности у школьников, так как включает в себя все многообразие интеллектуальных, познавательных, эмоциональных и моральных компонентов.

Другой подход к воспитывающему обучению состоит в понимании значения форм организации учебной деятельности на основе педагогики содружества, коллективистических отношениях. И при таком подходе физическое воспитание обладает значительным воспитывающим потенциалом, обусловленным особенностями самой учебно-двигательной деятельности, способами ее организации.

Одной из ведущих особенностей является наглядность исполнительной функции учебно-двигательной деятельности, когда поведение ученика видно учителю. Для практики воспитания это крайне ценно.

Особенностью учебно-двигательной деятельности является также отсутствие строго регламентированного в отличие от других школьных предметов общения учащихся. Наличие постоянных тесных контактов, многообразие и эмоциональность взаимоотношений открывают перед педагогом большие возможности для создания нужных ситуаций. Такие ситуации содержатся, например, в условиях соперничества, требующего соблюдения правил, норм спортивной этики, уважения к сопернику.

Творческое использование этих особенностей учебно-двигательной деятельности позволит учителю не только создавать конкретные воспитывающие ситуации, но и оперативно реагировать на поведение школьников.


Формирование нравственного сознания

Нравственность, духовность как стержневые качества человека требуют усвоения системы нравственных знаний, понятий, являющихся предпосылкой осознания учениками своих обязанностей и привычек поведения. Реализация этих предпосылок составляет одну из важнейших задач учителя.

Одна из причин разрыва знаний и поведения ученика кроется в неумении учителя выстроить методику передачи знаний по вопросам морали, обеспечить связь знаний с личным нравственным опытом учащихся. В основе методики лежит техника педагогической речи – главное средство общения учителя с учеником. Воспитывающая функция адресована сознанию и чувствам ученика. Однако не каждое слово, а то, которое найдет точный адрес в каждом конкретном случае.

Формирование нравственного сознания по преимуществу связано с методами словесного воздействия на личность. Используемые учителем рассказ, беседа, диспут раскрывают сущность норм морали, труда, учения. Итогом применения этих методов должно явиться преобразование нравственных понятий в жизненную позицию личности школьника, в нравственные убеждения.


Формирование опыта нравственного поведения

Эффективность процесса формирования нравственности у школьников должна оцениваться степенью слияния понимания нравственных норм с поведением учащегося. Основной недостаток в этом вопросе заключается в разрыве нравственных знаний и поведения. Нравственное поведение складывается из поступков, в основе которых лежат знания и убеждения. Поступок не появляется на голом месте. Необходимо создать ситуацию поступка. Создание конфликтных ситуаций, ситуаций выбора – важнейший путь превращения нравственных знаний в поступок.

Важнейшее место принадлежит обретению нравственных привычек, которые формируются прежде всего на основе потребности поступать при любых обстоятельствах так, а не иначе. Состав нравственных привычек многообразен. Их разделяют на индивидуальные (привычка ежедневно делать утреннюю гимнастику, обтирание, закаливание и др.) и социальные (отношение к другим людям, вежливость и т.д.).

При всем многообразии нравственных привычек процесс их формирования сводится к следующим правилам:

  • необходимо знать, отсутствие каких привычек мешает школьнику; одному – неспособность доводить дело до конца, другому – разбросанность спортивных увлечений; потому не следует формировать сразу несколько нравственных привычек, нужно выбрать именно ту, в которой прежде всего нуждается ученик;
  • необходима опора на положительный образец; школьник должен видеть, что от него требуют и как эта привычка реализуется в поведении, как она должна быть им усвоена;
  • формирование нравственных привычек требует ежедневного упражнения в их применении;
  • следует соблюдать ко всем ученикам единые требования при любых формах физического воспитания; недопустимо, чтобы при секционных занятиях учитель предъявлял одни требования, а на уроках – другие.
  • необходимо воспитание положительной мотивации к формируемой привычке, особое значение при этом играет индивидуальный подход к учащимся, если нет интереса к той или иной нравственной привычке, ученик будет ее отвергать, а значит она не превратится в нравственное достояние личности;
  • контроль необходим во всех его формах: от прямых указаний до косвенных напоминаний;
  • разрушение вредных привычек – процесс очень сложный, необходимо добиться прежде всего отрицательного отношения к дурной привычке самого ученика, очень важна реакция других учащихся, осуждение коллективом дурной привычки стимулирует к освобождению от нее.

Процесс формирования нравственного поведения и привычек часто связан с необходимостью использования методов педагогической коррекции (поощрения и наказания). Основное педагогическое значение этих методов заключается в том, что в одном случае они вызывают состояние моральной удовлетворенности, стимулируют и закрепляют нравственно-ценный поступок (поощрение), а в другом – тормозят негативные поступки, вызывая чувство стыда, неудовлетворенности своим поведением (наказание). Неоднозначность воздействия методов коррекции обязывает воспитателя знать о некоторых правилах их применения.

Учитель должен предусмотреть возможную реакцию коллектива класса, степень и формы примененной коррекции поведения. Реакция поддерживающая или отвергающая либо усилит педагогическое воздействие метода, либо сведет его к нулю.

Формирование нравственных привычек, опыта нравственного поведения требует от учителя творческого использования и таких методов, как приучение и упражнение. Они содействуют закреплению нужных способов поведения.


Воспитание нравственных чувств

Как бы ни была совершенна методика формирования нравственного сознания, поведения, но, если она не обращена к духовной сущности человека, она беспомощна. Само содержание учебно-двигательной деятельности включает ситуации, позволяющие использовать их для воспитания чувства уважения к слабому, чувства мужского достоинства и уважения к девочкам, чувства долга и верности, чувства ответственности, самолюбия и гордости, совести, стыдливости и т.д. В. А. Сухомлинский неоднократно обращал внимание на необходимость опоры на духовный мир ученика. Воспитание, обращенное только к рассудку, сознанию ученика, рождает в его отношениях с людьми равнодушие и мстит тем, что создает пустоты в его моральном облике.

Литература

  1. Азбука нравственного воспитания // Под ред. И. И. Каирова, О. С. Богданова. М.: Просвещение, 1979.
  2. Актуальные проблемы нравственного воспитания // Под ред. Л. Ф. Колесникова. – Новосибирск, Наука, 1987.
  3. Богданова О. С., Катаева Л. И., Шемшурина А. И. О нравственном воспитании подростков. М.: Просвещение, 1979.
  4. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979.
  5. Гавриловец К. В., Казимирская И. И. Нравственное воспитание школьников. 2-е издание, дополненное и переработанное. – Минск, 1988.
  6. Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1988.
  7. Козлов Э. П. Воспитание нравственного сознания школьников. – Ростовский университет, 1983.
  8. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. – М.: Просвещение, 1979.
  9. Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1958.
  10. Марьенко И. С. Основы процесса нравственного воспитанпия школьников. М.: Просвещение, 1980.
  11. Педагогическая диагностика в школе // Под ред. А. И. Кочетова. – Минск, Народная света, 1987.
  12. Рувинский Л. И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. – М.: Педагогика, 1981.
  13. Шилова М. И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.

www.fizkulturaisport.ru