Педогогические советы тренеру
В тех случаях, когда с лекцией, беседой выступает тренер, руководитель команды или кто-то из авторитетных спортсменов, целесообразно учесть ряд рекомендаций и обратить внимание на приведенные ниже вопросы.
- Основное внимание при решении воспитательных задач уделять моральной стороне излагаемого материала, его воспитательному потенциалу.
- Материал излагать достаточно четко, обращая внимание на узловые вопросы, на рубрикации выделенных разделов лекции (рассказа).
- Давая новую информацию, уместно включать в изложение материала то, что еще не получило широкого распространения. Передаваемые сведения должны отличаться новизной.
- Использовать методику проблемности в изложении, создавать проблемные ситуации, т. е. ставить аудиторию в положение, когда нужно самостоятельно искать ответ на поставленные вопросы или делать выбор из нескольких вариантов предложенных ответов. Целесообразно применять полемические приемы, основанные на сопоставлении противоречивых точек зрения.
Добиваться простоты и ясности речи, популярного стиля изложения, не пользоваться малознакомой терминологией. Избегать попыток «обнаучивания» материала, обращаясь к вопросам, к усвоению которых аудитория не подготовлена, как можно меньше пользоваться словами-паразитами (так сказать, значит, это самое и т. п.), чаще отрываться от конспекта, чтобы видеть аудиторию.
Особое внимание должно обращаться на эмоциональность изложения, организацию эмоционального восприятия материала, что определяется следующим:
- наличием новой информации;
- обсуждением вопросов, которые действительно волнуют аудиторию («острые» темы, часто обсуждаемые вне аудитории, в кулуарах);
- обращением к насущным проблемам тяжелоатлетического спорта (например: выступление сборной команды страны на Олимпиаде, проблемы борьбы с анаболиками и т. д.);
- использованием образных сравнений, «крылатых фраз», ярких, волнующих примеров, приемов изложения, связанных с юмором;
- реализацией возможности интонирования, мимики, приемов артистизма. При подготовке к встрече с аудиторией целесообразно иногда пользоваться магнитофоном, от работкой выигрышной мимики, позы перед зеркалом;
Использовать некоторое оптимальное количество наглядных пособий (схем, диапозитивов, если возможно, отрывков из кино- и видеофильмов), соблюдая меру при подборе, предлагая их не все сразу, а по ходу изложения. Не в ущерб логике изложения материала следует как можно чаще определять, когда наступает момент уставания слушателей (потеря интереса к излагаемому материалу).
Не забывать о технике речи (умелом интонировании, хорошей дикции, обязательных паузах после акцентирования на наиболее важных вопросах).
В ходе планирования, организации и проведения собеседовании тренеру (руководителю) занятия следует ориентироваться на ряд соответствующих дидактических требований.
- Ставить четкую задачу в определении цели собеседования, ограничивая соответствующим образом круг обсуждаемых вопросов. В таком аспекте удобно ориентироваться на известную «крылатую фразу», которую мы можем иногда использовать с целью приблизить обсуждение какого-либо вопроса к заданной теме: «Умный знает, что сказать, а дурак говорит все, что знает».
- Обсуждать только те вопросы, которые мы уже ранее как-то изучали (на лекции или самостоятельно). Иначе никакого обсуждения может не получиться (что обсуждать, если слушатели ничего не знают, у них нет мнения по данному вопросу, им надо читать лекцию, а не проводить обсуждение).
- Нужно, чтобы пересказывались и рассматривались факты под разными ракурсами, с разных точек зрения, с постановкой вопроса «почему?».
- Поощрять широкую полемику, обмен мнениями, выслушивать выступающего, но не уводить дискуссию в сторону от главной темы. Нужно управлять беседой.
- Добиваться повышения культуры речи выступающих, не забывая в то же время о возможных языковых трудностях в общении со спортсменами нерусской национальности.
- Рассматриваемые вопросы обязательно увязывают с конкретикой, в нашем случае с проблемами тяжелой атлетики, воспитанием спортсменов, значением воспитательных мероприятий для достижений спортивных успехов и роли таких успехов в социальном плане.
- Подводить итоги собеседования, отмечать лучшие выступления слушателей, делать общие выводы и практические рекомендации на основе анализа результатов обследования.
В накоплении знании по гуманитарным наукам, сведений 10 понятиях нравственности, представлений по вопросам идеологии, высокой морали; особую, весьма важную роль играет самостоятельная работа с источниками информации.
У нас имеется некоторый опыт организации самообразования спортсменов — тяжелоатлетов Вооруженных Сил СССР. Во время учебно-тренировочных сборов по подготовке сбор-рой команды армейских штангистов к чемпионату СССР на базе ЦСКА после специального контрольного письменного опроса перед всеми участниками сборов в виде эксперимента были поставлены следующие задачи: самостоятельно изучить речь В. И. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи»; уяснить понятие «спортивная этика» (по материалам пособия: Советские Вооруженные Силы — школа нравственного и физического воспитания армейских спортсменов. — М.: СК МО СССР, 1988).
Основные положения было предложено законспектировать, всем участникам эксперимента раздали по школьной тетради - дневнику, где каждый должен был сам спланировать свою работу по изучению предложенных материалов и ежедневно делать записи по избранной теме с отметкой о выполнении или невыполнении (с указанием причины) плана. Тренеры подурили инструкцию ни в какой мере не стимулировать участников эксперимента к работе с учебными материалами, но четко требовать, чтобы ежедневно по вечерам были сделаны записи о фактическом выполнении намеченной по плану работы.
Скажем, что все 20 тяжелоатлетов — мастеров спорта и восемь атлетов мастеров международного класса, участвовавшие в эксперименте в течение 23 дней, отведенных на подготовку последнего этапа перед чемпионатом страны, ознакомились (некоторые более подробно) с предложенными нами материалами, сделали конспекты; в ходе заключительного опроса у нас не было оснований кому-нибудь из них выставить неудовлетворительную оценку, хотя в исходном обследовании таких оценок было немало.