Содержание материала

Своевременность воспитательных воздействий

Постараемся уяснить, почему даже хорошо подготовленные, но излишне повторяемые, декларированные воспитательные воздействия должны проводиться в командах своевременно. Дело в том, что при отсутствии необходимого руководства воспитание не всегда проходит верным путем и у людей порой формируются негативные мотивы. Но если какой-то негативный мотив стал достаточно прочным, он начинает оказывать влияние на всю систему приема и переработки информации, принятие решений, связанных с данным мотивом, так как образуется психологическая установка, которая, образно говоря, как бы окрашивает информацию, поступающую дополнительно, в свой цвет. Воспитательная же информация искажается через «кривое зеркало» данной негативной установки, когда человек находит оправдание своим решениям, даже противоправным, безнравственным поступкам.

Высококлассные спортсмены, в частности тяжелоатлеты, как люди доминантные, особенно в состоянии возбужденных эмоций, нередко склонны к подобному самооправданию и предвзятым решениям, навязанным укрепившейся психологической установкой, нейродинамический механизм которой имеет явление доминанты (открытой в физиологии А. А. Ухтомским). Но доминанта функционирует по особым законам и усиливается при любом на нее воздействии (независимо, положительное оно или отрицательное). Вот почему психологическая установка, сформированная на основе доминанты, преобразует поступающую информацию, делает иногда, бесполезным даже весьма логичные воспитательные воздействия. Через своеобразную призму негативной установки эти воздействия воспринимаются в искаженном виде и не могут выступать в качестве убедительных доводов.

Наши исследования показывают, что хорошо организованная первоначальная информация оказывает в 1,5-2,5 раза более сильное психологическое воздействие, чем последующая, равная ей по аргументации. Поэтому если воспитуемый уже усвоил какие-то доводы, то иногда встает вопрос о сложном процессе перевоспитания; чтобы разрушить укрепившийся ошибочный мотив, необходимо формировать новую положительную установку («конкурентную» доминанту), способную погасить свою «противницу» по закону отрицательной индукции.

В процессе перевоспитания аргументы и контраргументы, доводы, советы целесообразно подбирать вне прямой связи с негативными мотивами (чтобы они не искажались прежней установкой). Необходимо укреплять новый положительный мотив, создавать новую установку, помня, что на ее основе будет значительно легче решить задачу перевоспитания.