Содержание материала

Случаи из практики

Так, в нашей практике был случай, когда талантливый тяжелоатлет средней весовой категории П. неожиданно увлекся «легкой жизнью». Обладая привлекательной внешностью и характерным для большинства штангистов красивым телосложением, П. пользовался успехом у женщин. Он не был взыскательным и высококультурным молодым человеком. Это определяло и выбор случайных подруг. Система регулярных тренировок и спортивный режим нарушались, рост технических результатов остановился. Спортсмен стал оказывать своими вредными привычками негативное влияние и на других членов команды. Почти месяц увещеваний, советов и нареканий ничего не дал. Когда, обращаясь к чувству долга и совести, напоминали П., что перевели его как перспективного спортсмена из «глубинки», создали хорошие условия для спортивного роста и что он занимает место другого человека, он мысленно так оправдывал свое поведение и возражал тренеру: П: «Я вполне уже оправдал затраченные на меня средства, выполнил норматив мастера спорта, всегда даю зачетные очки команде. В "глубинке" я ничего приличного не видел, а сейчас вкушаю массу удовольствий от пребывания в столице, живу наполненной жизнью».

Тренер: «Ты постоянно меняешь знакомых, морочишь голову девушкам, женщинам, ведь они на что-то надеются, твое поведение аморально...»

П: «Я никому не обещаю жениться, просто хочу погулять, пока молодой, а если хитроумные девицы думают меня "окрутить" и женить на себе, то этот номер у них не пройдет. Пусть рассчитывают только на обмен удовольствиями».

Тренер: «У тебя есть с кого брать пример. Возьми С. или А., они прогрессируют в спорте, строго соблюдают распорядок дня, ведут общественную работу, чистоплотны в быту».

П: «Знаю я этих ребят, они стараются перед тренером и начальником команды, чтобы быть включенными на очередной выезд за границу».

Тренер: «У меня есть информация, что ты часто возвращаешься навеселе, много куришь. Разве не понимаешь, что на фоне больших тренировочных нагрузок из-за частых недосыпания ты погубишь себя?»

П: «Не стоит устраивать "бурю в чайном блюдце", ничего не повредит моему могучему организму, поскольку выпиваю немного (для раскрепощения...), курю редко, для компании (когда моя дама курит). Кроме того, мне известно, что многие выдающиеся атлеты и выпивают, и курят и т. д.»

В ряде случаев спортсмен (в данном случае П. — Примеч. ред.), связанный своей негативной психологической установкой, иногда перерабатывает воспитательную информацию, поступающую от тренера, не пытаясь ее осмыслить. Иначе говоря, слова тренера служат лишь пусковым механизмом, сигналом для давно готового решения, совершенно не зависимого от той информации, которую несет данный сигнал.

Наш воспитуемый П., по его собственным словам, после проводимых с ним бесед, требований усилить тренировку, нормализовать режим отдыха лишь все больше укреплялся в мыслях: «Они говорят то, что им выгодно и удобно, а лично мне, пока я в Москве, надо пожить, повеселиться как следует».

Прозрение пришло неожиданно. Добившись путем оптимизации тренировки более строгого контроля, последовательного повышения технических результатов в рывке, мы наглядно убедили П. в реальной возможности подтянуть результат в толчке и выполнить норматив мастера спорта международного класса. Вот здесь наш воспитуемый и задумался. Вскоре ощутил, что ночные прогулки мешают переносить запланированные высоконагрузочные тренировки.

Прошло совсем немного времени, и наш герой стал более строго относиться к себе, к режиму тренировок и отдыха. Это вовсе не значит, что П. совершил какой-то героический поступок. Совсем нет. Он просто вернулся в надлежащий ритм спортивной деятельности, когда возможен рост максимальных результатов. Нам было приятно, что у спортсмена вновь образовалась мощная психологическая установка, в, основе которой лежала новая доминанта, «погасившая» все, что ей мешало. Перед коллективом предстал фанатично настроенный атлет, способный покорить вершины спортивного мастерства. Став мастером спорта международного класса, закончив заочно институт физической культуры, П. стал неплохим тренером и воспитателем, способным развить и сформировать у подопечных высокие моральные устои.

Марищущ В. Л., Пеньковский Е. А. В чем сила сильных? — М.: Изд-во ВЗПИ, 1992.-С. 151-173.