На начальной стадии исследования была проведена диагностика исходного уровня состояния здоровья (по результатам углубленного медицинского осмотра) и уровня подготовленности школьниц специальных медицинских групп. Проведено анкетирование с целью изучения личностных и поведенческих особенностей девушек.
Анализ состояния здоровья и подготовленности школьниц, отнесенных к специальной медицинской группе, показал низкий уровень подготовленности в сравнении с нормативными данными по всем исследуемым параметрам и то, что 78,3% из них имели функциональные нарушения сразу в нескольких функциональных системах. Деление на подгруппы усложнялось еще специфическим режимом учебно-воспитательной деятельности различных классов, загруженностью спортивного зала, отсутствием специального оборудования и специалистов этого направления, разработанных программ и подходов в физическом воспитании с данным контингентом. В этих условиях основным оптимальным критерием деления на подгруппы является уровень функциональной работоспособности. Это позволило провести комплектование групп по классам, что в значительной степени облегчило организацию учебного процесса.
При организации физического воспитания учитывались:
- низкий уровень физической и функциональной подготовленности;
- неадекватная оценка своего здоровья и безразличное отношение к собственному оздоровлению у большинства учащихся;
- низкая двигательная активность и ошибочные взгляды на физическую культуру;
- отсутствие навыков физического совершенствования и сформированности потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- низкая валеологическая просвещенность, отсутствие мотивации к укреплению своего здоровья, ориентация на помощь извне (врачи, лекарства).
Обобщение результатов анкетирования, психолого-педагогического тестирования, углубленного медицинского освидетельствования школьниц, анализ практики физического воспитания в школах со специальными медицинскими группами, а также проанализированные нами методы физического воспитания позволили разработать основные положения комбинированного подхода в процессе педагогического эксперимента.
Проверка возможности реализации разработанного комбинированного подхода в совершенствовании подготовленности и здоровья школьниц специальных медицинских групп осуществлялась в процессе годичного констатирующего эксперимента. Анализ результатов исследования позволяет сделать выводы о том, что показатели экспериментальной группы превосходили по всем параметрам данные контрольной группы. Констатирующий эксперимент позволил зафиксировать, что предложенный подход является действенным инструментом в совершенствовании не только физической подготовленности занимающихся, но способствовал улучшению функционального и психологического состояния школьниц.
В процессе констатирующего эксперимента были отработаны способы нормирования и регулирования нагрузок, отслежены особенности взаимодействия различных средств, методов и режимов энергообеспечения, двигательных навыков и физических качеств. Зафиксирована динамика состояния занимающихся, отражающая особенности адаптационных изменений организма школьниц. Эти особенности легли в основу формирующего эксперимента.
На втором этапе проводился годичный формирующий эксперимент, задача которого предусматривала практическую апробацию комбинированного подхода в физическом воспитании школьниц специальных медицинских групп, представленных в разделе 2.1. Оптимальность программы физического воспитания базировалась на основных положениях, способствующих реализации валеологического образования школьниц специальных медицинских групп:
- оптимальном формировании основных видов двигательных умений и навыков (школы движений) в соответствии с государственной программой;
- определении уровня двигательных возможностей и двигательной активности занимающихся;
- рациональном дозировании физических нагрузок в урочных формах физического воспитания школьниц на основе самоконтроля состояния;
- валеологическом образовании девушек, построенном на освоении основ здорового образа жизни;
- формировании потребностно-мотивационной сферы, направленной на здоровьесбережение;
- выявлении и устранении внутренних и внешних факторов риска с целью сохранения и увеличения резервов здоровья.
Данный этап включал в себя также анализ полученных экспериментальных данных, их статистическую обработку, осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.