На начальной стадии исследования была проведена диагностика исходного уровня состояния здоровья (по результатам углубленного медицинского осмотра) и уровня подготовленности школьниц специальных медицинских групп. Проведено анкетирование с целью изучения личностных и поведенческих особенностей девушек.
Анализ состояния здоровья и подготовленности школьниц, отнесенных к специальной медицинской группе, показал низкий уровень подготовленности в сравнении с нормативными данными по всем исследуемым параметрам и то, что 78,3% из них имели функциональные нарушения сразу в нескольких функциональных системах. Деление на подгруппы усложнялось еще специфическим режимом учебно-воспитательной деятельности различных классов, загруженностью спортивного зала, отсутствием специального оборудования и специалистов этого направления, разработанных программ и подходов в физическом воспитании с данным контингентом. В этих условиях основным оптимальным критерием деления на подгруппы является уровень функциональной работоспособности. Это позволило провести комплектование групп по классам, что в значительной степени облегчило организацию учебного процесса.
При организации физического воспитания учитывались:
- низкий уровень физической и функциональной подготовленности;
- неадекватная оценка своего здоровья и безразличное отношение к собственному оздоровлению у большинства учащихся;
- низкая двигательная активность и ошибочные взгляды на физическую культуру;
- отсутствие навыков физического совершенствования и сформированности потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями;
- низкая валеологическая просвещенность, отсутствие мотивации к укреплению своего здоровья, ориентация на помощь извне (врачи, лекарства).
Обобщение результатов анкетирования, психолого-педагогического тестирования, углубленного медицинского освидетельствования школьниц, анализ практики физического воспитания в школах со специальными медицинскими группами, а также проанализированные нами методы физического воспитания позволили разработать основные положения комбинированного подхода в процессе педагогического эксперимента.
Проверка возможности реализации разработанного комбинированного подхода в совершенствовании подготовленности и здоровья школьниц специальных медицинских групп осуществлялась в процессе годичного констатирующего эксперимента. Анализ результатов исследования позволяет сделать выводы о том, что показатели экспериментальной группы превосходили по всем параметрам данные контрольной группы. Констатирующий эксперимент позволил зафиксировать, что предложенный подход является действенным инструментом в совершенствовании не только физической подготовленности занимающихся, но способствовал улучшению функционального и психологического состояния школьниц.
В процессе констатирующего эксперимента были отработаны способы нормирования и регулирования нагрузок, отслежены особенности взаимодействия различных средств, методов и режимов энергообеспечения, двигательных навыков и физических качеств. Зафиксирована динамика состояния занимающихся, отражающая особенности адаптационных изменений организма школьниц. Эти особенности легли в основу формирующего эксперимента.
На втором этапе проводился годичный формирующий эксперимент, задача которого предусматривала практическую апробацию комбинированного подхода в физическом воспитании школьниц специальных медицинских групп, представленных в разделе 2.1. Оптимальность программы физического воспитания базировалась на основных положениях, способствующих реализации валеологического образования школьниц специальных медицинских групп:
- оптимальном формировании основных видов двигательных умений и навыков (школы движений) в соответствии с государственной программой;
- определении уровня двигательных возможностей и двигательной активности занимающихся;
- рациональном дозировании физических нагрузок в урочных формах физического воспитания школьниц на основе самоконтроля состояния;
- валеологическом образовании девушек, построенном на освоении основ здорового образа жизни;
- формировании потребностно-мотивационной сферы, направленной на здоровьесбережение;
- выявлении и устранении внутренних и внешних факторов риска с целью сохранения и увеличения резервов здоровья.
Данный этап включал в себя также анализ полученных экспериментальных данных, их статистическую обработку, осмысление и аналитическое изложение материалов и выводов.
Результаты формирующего педагогического эксперимента
Результаты формирующего педагогического эксперимента свидетельствуют, что школьницы экспериментальной группы превосходят школьниц контрольной группы по большинству исследуемых параметров (табл. 2), показывая и высокие темпы прироста в физической, функциональной и психологической подготовленности (табл. 3).
Таблица 2
Показатели физической подготовленности, функционального и
психологического состояния школьниц опытных групп в конце
формирующего педагогического эксперимента
№ п/ п |
Тесты и пробы |
Контрольная |
Экспериментальная |
К–Э |
|||
Х ± m |
Х ± m |
Р ? 0,05 |
|||||
1 |
Физические: |
||||||
Бег – 30 м, с |
5,98 |
0,07 |
5,55 |
0,07 |
+ |
||
Наклоны вперед, см |
7,77 |
1,52 |
16,8 |
1,47 |
+ |
||
Сгибание, разгибание |
5,9 |
0,89 |
14,7 |
1,56 |
+ |
||
рук, кол. повт. |
|||||||
Поднимание, |
29,8 |
2,14 |
47,5 |
4,09 |
+ |
||
опускание туловища, |
|||||||
кол. повт. |
|||||||
Бросок набивного |
7,32 |
0,19 |
8,85 |
0,24 |
+ |
||
мяча, м |
|||||||
Прыжок в длину с |
1,59 |
0,03 |
1,78 |
0,03 |
+ |
||
места, м |
|||||||
Тест Купера, м |
1839 |
1,94 |
2212 |
6,41 |
+ |
||
2 |
Функциональные: |
||||||
Частота дыхания, |
7,93 |
0,85 |
6,83 |
0,58 |
– |
||
кол. |
|||||||
Минутный объем |
8,91 |
0,60 |
9,62 |
0,87 |
– |
||
дыхания, л |
|||||||
Максимальная вен- |
4,35 |
2,78 |
2,70 |
1,73 |
+ |
||
тиляция легких, л |
|||||||
Жизненная емкость |
2,8 |
0,08 |
3,36 |
0,09 |
+ |
||
легких, л |
|||||||
Проба Руфье, у.е. |
11,5 |
0,64 |
6,72 |
0,41 |
+ |
||
3 |
Психологические: |
||||||
В.К. Люшера, у.е. |
0,79 |
0,06 |
1,11 |
0,06 |
+ |
||
Личностная тревож- |
4,50 |
1,31 |
9,10 |
0,71 |
+ |
||
ность, баллы |
|||||||
Самооценка, баллы |
|||||||
1. Эмпатии |
6,3 |
0,27 |
6,64 |
0,18 |
+ |
||
2.Удовлетворенности |
5,34 |
0,27 |
5,55 |
0,29 |
– |
||
3. Работоспособности |
6,04 |
0,31 |
6,27 |
0,26 |
– |
||
4. Потребности |
6,34 |
0,38 |
6,12 |
0,36 |
– |
||
5. Добродетелей |
6,87 |
0,40 |
6,35 |
0,36 |
– |
||
6. Пороков |
3,86 |
0,25 |
4,03 |
0,34 |
– |
||
7. 3доровья |
5,64 |
0,28 |
6,87 |
0,30 |
|||
8. Знание своих возможностей |
5,64 |
0,34 |
6,87 |
0,20 |
– |
Таблица 3
Темпы прироста показателей физической подготовленности,
функционального и психологического состояния школьниц
опытных групп за время эксперимента
Тесты и пробы |
Темпы прироста в группах (%) |
||
Контр. |
Экспер. |
||
Физические |
|||
Бег – 30 м, с |
0,34 |
6,79 |
|
Наклоны вперед, см |
11,64 |
55,81 |
|
Сгибание, разгибание рук, кол. повт. |
32,97 |
116,13 |
|
Поднимание, опускание туловища, кол. повт. |
40,32 |
73,78 |
|
Бросок набивного мяча, м |
3,62 |
16,25 |
|
Прыжок в длину с места, м |
3,85 |
11,90 |
|
Тест Купера, м |
–4,15 |
12,85 |
|
Функциональные |
|||
Частота дыхания, кол. |
–3,4 |
13,0 |
|
Минутный объём дыхания, л |
–0,67 |
8,0 |
|
Максимальная вентиляция лёгких, л |
19,31 |
24,67 |
|
Жизненная ёмкость лёгких, л |
7,02 |
19,61 |
|
Проба Руфье, у.е. |
11,98 |
35,5 |
|
Психические |
|||
В.К. Люшера, у.е. |
–9,64 |
28,57 |
|
Личностная тревожность, баллы |
–6,94 |
25,78 |
|
Самооценка, баллы |
|||
1. Эмпатии |
23,8 |
21,35 |
|
2. Удовлетворённости |
24,61 |
22,00 |
|
3. Работоспособности |
9,72 |
16,58 |
|
4. Потребности |
10,98 |
6,58 |
|
5. Добродетелей |
6,21 |
8,73 |
|
6. Пороков |
4,77 |
5.09 |
|
7. Здоровья |
–1,76 |
9,13 |
|
8. Знания своих возможностей |
–1,76 |
3,14 |
|
Так, темпы прироста в экспериментальной группе выше:
- по физической подготовленности – в 2–4 раза;
- по функциональной подготовленности – в 2–3 раза.
В психическом отношении у школьниц экспериментальной группы отмечается снижение личностной тревожности, улучшение самооценки возможностей и здоровья.
Динамика факторной структуры подготовленности
Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики (Б. А Ашмарин, 1987; П. П. Тиссен, С. С. Коровин, Г. В. Стародубцев, 2000). Вычислялись следующие величины: n – количество участников испытаний; Х – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего арифметического значения; s – среднее квадратичное отклонение; t – показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений (t-критерий Стьюдента); Р – уровень значимости статистической достоверности.Углубленный медицинский осмотр, проведенный в конце формирующего эксперимента показал, что до 75% школьниц в экспериментальной группе были переведены в подготовительную и основную, и лишь 25-30% остались в специальных медицинских группах. В контрольной группе лишь 30 % девушек были переведены в подготовительную и основную группы, тогда как 70 % из них остались в специальной медицинской группе. Эти данные могут служить интегральным показателем эффективности комбинированного подхода в физическом воспитании школьниц специальных медицинских групп.
Другим показателем эффективности комбинированных занятий физической культурой в работе со школьницами специальных медицинских групп служит показатель пропущенных занятий на протяжении эксперимента по болезни (справки, освобождения от занятий).
Анализ показывает, что в констатирующем эксперименте наблюдается большое количество пропусков занятий по болезни во всех опытных группах. В формирующем эксперименте отмечается резкое снижение пропусков занятий по болезням в экспериментальной группе в 1,5–2 раза по сравнению с контрольной группой. Это также свидетельствует о том, что комбинированные занятия физической культуры одновременно с решением образовательных задач способствуют более эффективному воздействию, направленному на улучшение здоровья школьниц специальных медицинских групп.
Исходя из концепции П.А. Анохина, что динамика любого состояния –это прежде всего системогенез, она характеризуется динамикой межсистемных отношений всех уровней (физического, функционального, психологического). Отследить динамику этих межсистемных отношений можно лишь на основе факторного анализа. Последний позволяет проследить глубинные изменения в исследуемом процессе Обратимся лишь к анализу трех ведущих факторов во всех группах за весь период исследования. В сумме они составляют более 50% общей дисперсии выборки (табл. 4).
Таблица 4
Динамика факторной структуры подготовленности (% вклад в дисперсию) школьниц специальных медицинских групп в процессе эксперимента
Группы |
Начало эксперимента |
% |
Констатирующий эксперимент |
% |
Формирующий эксперимент |
% |
Контрольная |
1. Физическая подготовленность 2. Скоростно-силовая подготовленность 3. Силовая подготовленность |
19,2 16 14 |
1. Личностные особенности 2. Активность 3. Физическое развитие |
23,4 19 15 |
1. Психическое состояние 2. Физическое развитие 3. Комплексная подготовленность |
25,2 16 14 |
Экспериментальная |
1. Комплексная физическая подготовленность 2. Функциональные возможности 3. Психическое состояние |
19,2 16 13 |
1. Психическая удовлетворённость 2. Психо-физические возможности 3. Комплексная физическая подготовленность |
21,5 19 17 |
1. Психическое состояние 2. Комплексная физическая подготовленность 3. Психо-функциональная работоспособность |
28,8 18 17 |
В контрольной группе более значимыми показателями на начало эксперимента являлись: физическое развитие и функциональная подготовленность (19 %), скоростно-силовая подготовленность (16 %), силовая подготовленность (14 %). Следовательно, и адаптация в этой группе будет происходить за счет физических и функциональных перестроек в организме занимающихся. В экспериментальной группе выделились три уровня: физический (19 %), функциональный (16 %) и психологический (13 %).
Все это свидетельствует о том, что соподчиненность элементов состояния и здоровья в группах различна. Следовательно, адаптационные перестройки в организме занимающихся будут происходить за счет индивидуальных особенностей по-разному. Видимо поэтому, единая система физкультурных занятий с учащимися вызывает различный эффект за счет ведущих систем, обеспечивающих адаптацию.
Анализ факторной структуры подготовленности школьниц в процессе эксперимента позволяет отметить следующее.
К окончанию констатирующего эксперимента в экспериментальной группе ведущим фактором является психическая удовлетворенность. Последующие два фактора в экспериментальной группе представлены в большей степени физическими характеристиками (19 %). Это показывает, какой уровень является определяющим в формировании адаптации школьниц к физическим нагрузкам. В контрольной группе ведущими являются личностные особенности (23,4 %) и показатели функционального (19 %) и физического развития (15 %).
К окончанию формирующего эксперимента ведущим фактором в обеих группах является психологический. При этом в экспериментальной группе ведущими показателями являются «Самооценка», «Эмпатия» и «Удовлетворенность». Именно они являются показателями характеризующими психическое здоровье человека (И. И. Брехман, И. В. Дубровина). Второй и третий факторы в экспериментальной и контрольной группах отражают комплексную физическую (16-18 %) и функциональную подготовленность (14-17 %). Анализ данных показывает, что психологический фактор является ведущим в адаптации школьниц. В контрольной группе он связан с внутренней неудовлетворенностью (Пороки) и повышенной тревожностью (Личностная тревожность), что скорее отражает их психическую уязвимость. Школьницы экспериментальной группы характеризуются неустойчивым психическим состоянием, так как в первом факторе представлены такие показатели, как «Личностная тревожность» (0,80) и «Потребности» (0,51).
См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре