Динамика факторной структуры подготовленности
Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики (Б. А Ашмарин, 1987; П. П. Тиссен, С. С. Коровин, Г. В. Стародубцев, 2000). Вычислялись следующие величины: n – количество участников испытаний; Х – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего арифметического значения; s – среднее квадратичное отклонение; t – показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений (t-критерий Стьюдента); Р – уровень значимости статистической достоверности.Углубленный медицинский осмотр, проведенный в конце формирующего эксперимента показал, что до 75% школьниц в экспериментальной группе были переведены в подготовительную и основную, и лишь 25-30% остались в специальных медицинских группах. В контрольной группе лишь 30 % девушек были переведены в подготовительную и основную группы, тогда как 70 % из них остались в специальной медицинской группе. Эти данные могут служить интегральным показателем эффективности комбинированного подхода в физическом воспитании школьниц специальных медицинских групп.
Другим показателем эффективности комбинированных занятий физической культурой в работе со школьницами специальных медицинских групп служит показатель пропущенных занятий на протяжении эксперимента по болезни (справки, освобождения от занятий).
Анализ показывает, что в констатирующем эксперименте наблюдается большое количество пропусков занятий по болезни во всех опытных группах. В формирующем эксперименте отмечается резкое снижение пропусков занятий по болезням в экспериментальной группе в 1,5–2 раза по сравнению с контрольной группой. Это также свидетельствует о том, что комбинированные занятия физической культуры одновременно с решением образовательных задач способствуют более эффективному воздействию, направленному на улучшение здоровья школьниц специальных медицинских групп.
Исходя из концепции П.А. Анохина, что динамика любого состояния –это прежде всего системогенез, она характеризуется динамикой межсистемных отношений всех уровней (физического, функционального, психологического). Отследить динамику этих межсистемных отношений можно лишь на основе факторного анализа. Последний позволяет проследить глубинные изменения в исследуемом процессе Обратимся лишь к анализу трех ведущих факторов во всех группах за весь период исследования. В сумме они составляют более 50% общей дисперсии выборки (табл. 4).
Таблица 4
Динамика факторной структуры подготовленности (% вклад в дисперсию) школьниц специальных медицинских групп в процессе эксперимента
Группы |
Начало эксперимента |
% |
Констатирующий эксперимент |
% |
Формирующий эксперимент |
% |
Контрольная |
1. Физическая подготовленность 2. Скоростно-силовая подготовленность 3. Силовая подготовленность |
19,2 16 14 |
1. Личностные особенности 2. Активность 3. Физическое развитие |
23,4 19 15 |
1. Психическое состояние 2. Физическое развитие 3. Комплексная подготовленность |
25,2 16 14 |
Экспериментальная |
1. Комплексная физическая подготовленность 2. Функциональные возможности 3. Психическое состояние |
19,2 16 13 |
1. Психическая удовлетворённость 2. Психо-физические возможности 3. Комплексная физическая подготовленность |
21,5 19 17 |
1. Психическое состояние 2. Комплексная физическая подготовленность 3. Психо-функциональная работоспособность |
28,8 18 17 |
В контрольной группе более значимыми показателями на начало эксперимента являлись: физическое развитие и функциональная подготовленность (19 %), скоростно-силовая подготовленность (16 %), силовая подготовленность (14 %). Следовательно, и адаптация в этой группе будет происходить за счет физических и функциональных перестроек в организме занимающихся. В экспериментальной группе выделились три уровня: физический (19 %), функциональный (16 %) и психологический (13 %).
Все это свидетельствует о том, что соподчиненность элементов состояния и здоровья в группах различна. Следовательно, адаптационные перестройки в организме занимающихся будут происходить за счет индивидуальных особенностей по-разному. Видимо поэтому, единая система физкультурных занятий с учащимися вызывает различный эффект за счет ведущих систем, обеспечивающих адаптацию.
Анализ факторной структуры подготовленности школьниц в процессе эксперимента позволяет отметить следующее.
К окончанию констатирующего эксперимента в экспериментальной группе ведущим фактором является психическая удовлетворенность. Последующие два фактора в экспериментальной группе представлены в большей степени физическими характеристиками (19 %). Это показывает, какой уровень является определяющим в формировании адаптации школьниц к физическим нагрузкам. В контрольной группе ведущими являются личностные особенности (23,4 %) и показатели функционального (19 %) и физического развития (15 %).
К окончанию формирующего эксперимента ведущим фактором в обеих группах является психологический. При этом в экспериментальной группе ведущими показателями являются «Самооценка», «Эмпатия» и «Удовлетворенность». Именно они являются показателями характеризующими психическое здоровье человека (И. И. Брехман, И. В. Дубровина). Второй и третий факторы в экспериментальной и контрольной группах отражают комплексную физическую (16-18 %) и функциональную подготовленность (14-17 %). Анализ данных показывает, что психологический фактор является ведущим в адаптации школьниц. В контрольной группе он связан с внутренней неудовлетворенностью (Пороки) и повышенной тревожностью (Личностная тревожность), что скорее отражает их психическую уязвимость. Школьницы экспериментальной группы характеризуются неустойчивым психическим состоянием, так как в первом факторе представлены такие показатели, как «Личностная тревожность» (0,80) и «Потребности» (0,51).
См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре