Содержание материала

Динамика факторной структуры подготовленности

Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики (Б. А Ашмарин, 1987; П. П. Тиссен, С. С. Коровин, Г. В. Стародубцев, 2000). Вычислялись следующие величины: n – количество участников испытаний; Х – среднее арифметическое значение; m – ошибка среднего арифметического значения; s – среднее квадратичное отклонение; t – показатель статистической достоверности различий полученных среднеарифметических значений (t-критерий Стьюдента); Р – уровень значимости статистической достоверности.Углубленный медицинский осмотр, проведенный в конце форми­рующего эксперимента показал, что до 75% школьниц в эксперимен­тальной группе были переведены в подготовительную и основную, и лишь 25-30% остались в специальных медицинских группах. В кон­трольной группе лишь 30 % девушек были переведены в подготови­тельную и основную группы, тогда как 70 % из них остались в специ­альной медицинской группе. Эти данные могут служить интегральным показателем эффективности комбинированного подхода в физическом воспитании школьниц специальных медицинских групп.

Другим показателем эффективности комбинированных занятий физи­ческой культурой в работе со школьницами специальных медицинских групп служит показатель пропущенных занятий на протяжении экспери­мента по болезни (справки, освобождения от занятий).

Анализ показывает, что в констатирующем эксперименте наблюдает­ся большое количество пропусков занятий по болезни во всех опытных группах. В формирующем эксперименте отмечается резкое снижение пропусков занятий по болезням в экспериментальной группе в 1,5–2 раза по сравнению с контрольной группой. Это также свидетельствует о том, что комбинированные занятия физической культуры одновременно с решением образовательных задач способствуют более эффективному воздействию, направленному на улучшение здоровья школьниц специ­альных медицинских групп.

Исходя из концепции П.А. Анохина, что динамика любого состояния –это прежде всего системогенез, она характеризуется динамикой межсис­темных отношений всех уровней (физического, функционального, пси­хологического). Отследить динамику этих межсистемных отношений можно лишь на основе факторного анализа. Последний позволяет про­следить глубинные изменения в исследуемом процессе Обратимся лишь к анализу трех ведущих факторов во всех группах за весь период иссле­дования. В сумме они составляют более 50% общей дисперсии выборки (табл. 4).

Таблица 4

Динамика факторной структуры подготовленности (% вклад в дисперсию) школьниц специальных медицинских групп в процессе эксперимента

Группы

Начало эксперимента

%

Констатирующий эксперимент

%

Формирующий эксперимент

%

Контрольная

1. Физическая подготов­ленность

2. Скоростно-силовая под­готовленность

3. Силовая подготовлен­ность

19,2

16

14

1. Личностные особен­ности

2. Активность

3. Физическое развитие

23,4

19

15

1. Психическое со­стояние

2. Физическое раз­витие

3. Комплексная подготовленность

25,2

16

14

Эксперимен­тальная

1. Комплексная физическая подготовленность

2. Функциональные воз­можности

3. Психическое состояние

19,2

16

13

1. Психическая удовле­творённость

2. Психо-физические возможности

3. Комплексная физиче­ская подготовлен­ность

21,5

19

17

1. Психическое со­стояние

2. Комплексная фи­зическая подготовленность

3. Психо-функциональная работоспособность

28,8

18

17

В контрольной группе более значимыми показателями на начало экс­перимента являлись: физическое развитие и функциональная подготов­ленность (19 %), скоростно-силовая подготовленность (16 %), силовая подготовленность (14 %). Следовательно, и адаптация в этой группе бу­дет происходить за счет физических и функциональных перестроек в ор­ганизме занимающихся. В экспериментальной группе выдели­лись три уровня: физический (19 %), функциональный (16 %) и психоло­гический (13 %).

Все это свидетельствует о том, что соподчиненность элементов со­стояния и здоровья в группах различна. Следовательно, адаптационные перестройки в организме занимающихся будут происходить за счет ин­дивидуальных особенностей по-разному. Видимо поэтому, единая сис­тема физкультурных занятий с учащимися вызывает различный эффект за счет ведущих систем, обеспечивающих адаптацию.

Анализ факторной структуры подготовленности школьниц в процессе эксперимента позволяет отметить следующее.

К окончанию констатирующего эксперимента в экспериментальной группе ведущим фактором является психическая удовлетворенность. Последующие два фактора в экспериментальной группе пред­ставлены в большей степени физическими характеристиками (19 %). Это показывает, какой уровень является определяющим в формировании адаптации школьниц к физиче­ским нагрузкам. В контрольной группе ведущими являются личностные особенности (23,4 %) и показатели функционального (19 %) и физическо­го развития (15 %).

К окончанию формирующего эксперимента ведущим фактором в обеих группах является психологический. При этом в эксперимен­тальной группе ведущими показателями являются «Самооценка», «Эмпатия» и «Удовлетворенность». Именно они являются показателями ха­рактеризующими психическое здоровье человека (И. И. Брехман, И. В. Дубровина). Второй и третий факторы в экспериментальной и контрольной группах отражают комплексную физическую (16-18 %) и функциональную подготовленность (14-17 %). Анализ данных показывает, что психоло­гический фактор является ведущим в адаптации школьниц. В контроль­ной группе он связан с внутренней неудовлетворенностью (Пороки) и повышенной тревожностью (Личностная тревожность), что скорее отра­жает их психическую уязвимость. Школьницы экспериментальной группы характеризуются неус­тойчивым психическим состоянием, так как в первом факторе представ­лены такие показатели, как «Личностная тревожность» (0,80) и «Потреб­ности» (0,51).

См. Использование комбинированных методов в организации
занятий по физической культуре