Содержание материала

Двигательные акты, с которыми рождается человек, весьма ограничены как по своему числу, так и в особенности по сложности их координации.

Временные связи

Морфологическое и функциональное созревание мно­гих нервных центров и их связей с мышечной системой происходит и в постнатальном периоде, т. е. после рождения. Поэтому ряд унаследованных относительно простых движений возникает у ребенка спустя некоторое время после появления на свет.

Весь же основной двигательный фонд человека, все более или менее сложные двига­тельные акты приобретаются в результате обучения. Вследствие этого в сложном сплаве из врожденных и индивидуально приобре­тенных компонентов двигательной деятельности взрослого человека безусловнорефлекторные двигательные рефлексы играют лишь под­чиненную роль. Они проявляются только в виде простейших кож­ных, сухожильных, болевых, вестибулярных, зрительных и неко­торых других рефлексов. Все же более или менее сложные движе­ния принадлежат, как указывал еще И. М. Сеченов (1952), не к унаследованным, а к заученным. Они возникают в результате опы­та, приобретаемого на протяжении индивидуальной жизни. Следо­вательно, двигательные навыки, являющиеся индивидуально приоб­ретенными двигательными актами, формируются на основе меха­низма временных связей.

Индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности характеризуются различной сложностью, разными формами вовле­чения афферентных и эфферентных функций в условнорефлекторные связи. Работами И. П. Павлова (1951) и его многочисленных учеников и последователей (П. К. Анохин, Э. А. Асратян, М. И. Алексеев, 3. И. Бирюкова-Коларова, Л. Г. Воронин, Н. В. Зимкин, Ю. Конорский, А. Н. Крестовников, Л. В. Крушинский, П. С. Купалов и др.) был выявлен целый ряд закономерностей, характеризующих осо­бенности формирования двигательных навыков на основе образо­вания новых временных связей.