Двигательные акты, с которыми рождается человек, весьма ограничены как по своему числу, так и в особенности по сложности их координации.
Временные связи
Морфологическое и функциональное созревание многих нервных центров и их связей с мышечной системой происходит и в постнатальном периоде, т. е. после рождения. Поэтому ряд унаследованных относительно простых движений возникает у ребенка спустя некоторое время после появления на свет.
Весь же основной двигательный фонд человека, все более или менее сложные двигательные акты приобретаются в результате обучения. Вследствие этого в сложном сплаве из врожденных и индивидуально приобретенных компонентов двигательной деятельности взрослого человека безусловнорефлекторные двигательные рефлексы играют лишь подчиненную роль. Они проявляются только в виде простейших кожных, сухожильных, болевых, вестибулярных, зрительных и некоторых других рефлексов. Все же более или менее сложные движения принадлежат, как указывал еще И. М. Сеченов (1952), не к унаследованным, а к заученным. Они возникают в результате опыта, приобретаемого на протяжении индивидуальной жизни. Следовательно, двигательные навыки, являющиеся индивидуально приобретенными двигательными актами, формируются на основе механизма временных связей.
Индивидуально приобретенные виды двигательной деятельности характеризуются различной сложностью, разными формами вовлечения афферентных и эфферентных функций в условнорефлекторные связи. Работами И. П. Павлова (1951) и его многочисленных учеников и последователей (П. К. Анохин, Э. А. Асратян, М. И. Алексеев, 3. И. Бирюкова-Коларова, Л. Г. Воронин, Н. В. Зимкин, Ю. Конорский, А. Н. Крестовников, Л. В. Крушинский, П. С. Купалов и др.) был выявлен целый ряд закономерностей, характеризующих особенности формирования двигательных навыков на основе образования новых временных связей.