Содержание материала

Двигательные навыки человека по особенностям физиологиче­ских механизмов их формирования характеризуются большим разнообразием.

Сенсорные и эффекторные компоненты

Классические условные реакции в опытах с выделением слюны характеризуются образованием временной связи между индиффе­рентным сигналом и безусловным рефлексом (условные рефлексы первого порядка) или ранее образованной устойчивой условнорефлекторной реакцией (условные рефлексы высших порядков). Это сенсорные, или условные реф­лексы первого рода. В них ответная реакция, например слюноотделение, отдергивание руки при нанесении боле­вого раздражения, является или безусловнорефлекторной или ра­нее приобретенной условной реакцией. В этих реакциях только сиг­нал приобретает новые (условнорефлекторные) свойства.

Но когда речь идет о формировании двигательных навыков, то всегда подразу­мевается не простое повторение по условному сигналу ранее имев­шейся реакции, а образование оперантных условных рефлексов, т. е., по классификации Ю. Конорского, рефлексов второго рода. Эти рефлексы характеризуются новой формой движения или образованием комбинации из уже ранее известных элементов нового сложного двигательного акта, до этого не имевшегося у данного ор­ганизма. Следовательно, в этом случае условнорефлекторные про­цессы связаны не только с афферентным (чувствительным), но и с эфферентным (эффекторным) звеном рефлексов.

Двигательные навыки человека характеризуются тем, что в них сочетаются оба рода условных реакций. С одной стороны, через первую и вторую сигнальные системы устанавливаются временные связи между ранее индифферентными для спортсмена раздражите­лями и последующей деятельностью (сенсорные условные реакции), а с другой — вырабатываются новые (до этого времени не имев­шиеся в двигательном фонде человека) ответные двигательные ре­акции (оперантные условные реакции) с соответствующим харак­тером протекания не только двигательных, но и вегетативных функций.

При образовании спортивных и других двигательных навыков у человека особенно большое значение имеют временные связи выс­ших порядков, формирующиеся при воздействиях не только через первую, но и через вторую сигнальную систему (обучение различным навыкам всегда производится путем как показа, так и словес­ного объяснения).

Все реакции организма (в том числе движения при выполнении физических упражнений) являются си­стемными, т. е. обусловленными совместной деятельностью многих отделов нервной системы и периферических органов, направленной на достижение определенной цели. Системный подход к изучению различных функций организма требует при трактовке проявлений двигательного навыка учета как регулирующих функций нервной системы, так и состояния исполнительных периферических органов.

В нервной структуре двигательных навыков, являющихся поведенческими актами, условно можно выделить афферентные (прино­сящие, чувствительные), программирующие и эфферентные (выно­сящие, исполнительные) компоненты.

Афферентные, или анализаторные, компоненты со­стоят из рецепторов, чувствительных нейронов и популяций (совокупностей) афферентных нервных клеток в центральной нервной системе. Все эти элементы нервной системы воспринимают раздра­жение из внешней среды и различных частей самого организма и участвуют в осуществлении так называемого афферентного синтеза.

По П. К. Анохину, афферентный син­тез происходит при взаимодействии четырех основных факторов: 1) мотивации, 2) памяти, 3) обстановочной информации и 4) пуско­вой информации.

У животных мотивация связана преимущественно с удовлетво­рением таких потребностей, как голод, влечение к другому полу, стремление освободиться от неблагоприятно действующих на орга­низм факторов (оборонительные и другие защитные рефлексы) и др. Эти мотивации свойственны и человеку. Однако в его трудо­вой и спортивной деятельности особенно большое значение имеют не эти, а различного рода социально обусловленные виды моти­вации.

Важная роль в афферентном синте­зе принадлежит кратковременной и долговременной памяти, т. е. следовым явлениям, обусловленным ранее приобретенным опытом. Значение следовых явлений, как кратковременных, так и долговре­менных, особенно велико у человека, поскольку все стороны его жизни обусловлены накоплением огромного личного и социального опыта. В виде следов в нервной системе (памяти), имеющихся у человека, предшествующий опыт оказывает сильнейшее влияние на оценку любых событий и ситуаций.

Выполнение физических упражнений проводится в определенной обстановке (стадион, спортивная площадка, спортивный зал и т. п.). Поэтому обстановочная информация, поступающая из окружающей среды, является, несомненно, весьма существенным компонентом для правильного афферентного синтеза.

Наконец, важная роль принадлежит непосредственным пуско­вым сигналам, какими в спорте являются выстрел, звук свистка, движение флажка, голосовая команда и др.

При многих видах физических упражнений раздражители, тре­бующие ответных двигательных актов, весьма сложны. В этом слу­чае пусковая афферентация представляет собой не единичный сигнал, а ситуацию определенного характера, т. е. здесь пусковой сигнал и обстановочная информация сливаются. Это всегда сильно осложняет афферентный синтез. Например, в разных видах едино­борства и спортивных игр многократно нужно начинать новые дей­ствия. При этом, особенно в коллективных спортивных играх, на­чало и характер ответных движений определяются не каким-либо отдельным сигналом, а всей создавшейся ситуацией, т. е. совокуп­ностью многих (в ряде случаев десятков и даже сотен) раздражи­телей. Так, в спортивных играх для направления своих действий игрок должен учитывать не просто непрерывно изменяющееся рас­положение всех других партнеров, но и специализацию и мастерст­во каждого из них. При этом синтез осуществляется при резком дефиците времени, в некоторых случаях за секунды и даже доли секунд.                                            

Таким образом, в спорте в одних случаях (например, у гимнас­та) афферентный синтез для принятия решения о начале своих дви­жений относительно прост, в других же (в частности, при едино­борстве и в особенности при коллективных спортивных играх) весь­ма сложен.

Афферентный синтез происходит не только перед запуском двигательной деятельности, но и при выполнении самого движения. В этом синтезе в процессе движения важнейшая роль принадлежит сенсорным коррекциям, которые осуществляются благодаря инфор­мации, поступающей из мышц и внутренних органов. При этом импульсация из мышц является совершенно необходимым условием для высококоординированных движений. Такая информация имеет сигнальное значение и для последующих движений. В частности, импульсы, поступающие в центральную нервную систему при цик­лическом движении или при ациклической сложной многофазной комбинации (гимнастика, фигурное катание и др.), являются своего рода связками между циклами или фазами, сигналами для возник­новения последующих фаз или циклов двигательного акта. Внешние сенсорные системы, сигнализируя о положении частей тела, также обеспечивают обратные связи и тем самым вместе с внутренними сенсорными системами содействуют созданию в нервной системе соответствующих программ осуществления и коррекции движений. Внешние анализаторы имеют особенно большое значение для ин­формации об изменениях в окружающей обстановке. Они сигнали­зируют как о необходимости начать физические упражнения, так и о необходимости их изменения или прекращения.

Таким образом, сенсорные коррекции при физических упражне­ниях имеют специфические особенности, обусловленные характером движения. При медленном выполнении двигательных актов обрат­ные связи корригируют данное движение или какую-либо его фазу. При сложных быстро осуществляющихся многофазных движениях (например, гимнастических) обратные связи в результате недостат­ка времени могут корригировать только последующие фазы. Нако­нец, при кратковременных движениях (в частности, баллистиче­ских — метаниях, бросках) обратные связи корригируют двигатель­ный акт только при последующих его повторениях.