Использование метода электромиографии для изучения особенностей деятельности мышц при формировании двигательного навыка позволяет определить, какие мышцы вовлекаются в деятельность, степень их активности, моменты включения и выключения, длительность импульсации и т. п.
Принципиально важные факты, подтверждающие условнорефлекторную природу двигательного навыка, были выявлены в работах Ю. М. Уфлянда, В. Гурфинкеля, П. И. Гуменера и др. В их исследованиях, проведенных на человеке в клинике, показана перестройка характера биопотенциалов при пересадке одной из головок мышцы к месту прикрепления ее антагониста. Спустя 8 недель, а после специального обучения через 2—3 недели, деятельность пересаженной головки мышцы, по данным электромиографии, постепенно изменялась.
Если до пересадки биотоки возникали в мышце только при движении, которое она ранее осуществляла, то после пересадки биопотенциалы, наоборот, наблюдались при противоположном движении. В начальных стадиях развития двигательного навыка биопотенциалы регистрируются не только в тех мышцах, которые необходимы для осуществления данного двигательного акта, но и в ряде «посторонних» мышц.
Это связано с явлениями иррадиации в нервных центрах. По мере укрепления навыка происходит ограничение иррадиации, и при полностью сформированном навыке она наблюдается только в необычных условиях, например при действии сильных посторонних раздражителей, при утомлении (Е. К. Жуков, Ю. 3. Захарьянц и др.). В результате совершенствования навыка при циклических движениях изменяется длительность периодов импульсации. В начальных стадиях формирования навыка в соответствующих мышцах импульсация наблюдается не только во время активных фаз движения, но и в интервалах между ними. В дальнейшем биотоки концентрируются, их залпы становятся короткими и при относительно медленных циклических движениях во время пауз уменьшаются вплоть до полного исчезновения (М. А. Киселев и М. Е. Маршак, С. А. Косилов, Р. С. Персон и др.).
В процессе формирования навыка происходит изменение взаимоотношений между мышцами-антагонистами. В начале обучения может наблюдаться одновременная биоэлектрическая активность в этих мышцах. В дальнейшем, по мере овладения навыком, при относительно медленных движениях обнаруживается реципрокность между ними и биоэлектрическая активность начинает возникать поочередно.
Однако даже при сформированном навыке реципрокность может быть выражена не полностью, проявляясь лишь в снижении активности во время сокращения антагониста. При этом чем быстрее темп движений, тем больше биоэлектрическая активность агониста сочетается с одновременной аналогичной активностью антагониста. Это наблюдается даже при таком хорошо усвоенном навыке человека, как бег.
Все это позволяет считать, что одновременная биоэлектрическая активность мышц-антагонистов, особенно при сложных движениях, не всегда является признаком иррадиации, т.е. несовершенства координации. в ряде случаев некоторые формы одновременной деятельности мышц-антагонистов представляют собой выражение специальной формы координации, отмечающейся при высокой степени совершенства данного двигательного навыка.
При выполнении одного и того же сложного двигательного акта картина биоэлектрической активности в мышцах по мере развития навыка претерпевает существенные изменения. Например, при значительном растяжении мышц, в частности, при выполнении новичком упражнения «шпагат», в растянутых мышцах бедра отмечается значительная биоэлектрическая активность. В дальнейшем же, по мере упрочения навыка, она резко снижается.
Изменения биоэлектрической активности мышц при формировании навыка у разных лиц протекают неодинаково. В связи с этим в картине биоэлектрической активности у спортсменов одинаковой квалификации наряду с общими чертами выявляются и существенные различия.
Литература
- Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
- Сонькин В. Д. Возрастная физиология мышечной деятельности: Анализ и прогноз направлений развития науки и технологий в современных условиях // Курьер образования. 1998. № 2.
- Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Коца Я. М. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Физиология человека (Учебник для институтов физической культуры. Изд. 5-е). / Под ред. Н. В. Зимкина. – М.: Физкультура и спорт, 1975.
- Физиология человека: Учебник для студентов медицинских институтов / Под ред. Косицкого Г. И. - М.: Медицина, 1985.
- Физиологические основы спортивной тренировки: Методические указания по спортивной физиологии. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986.
© www.fizkulturaisport.ru