В прикладном аспекте физиология мышечной деятельности реализуется в форме физиологических основ физического воспитания, спорта и трудовых процессов, внося существенный вклад в формирование представлений о сущности здоровья и путях его укрепления у учащихся.

Между тем, сегодняшнее состояние науки в России не способствует развитию этого направления исследований во всей полноте. В первую очередь это связано с моральным и физическим старением экспериментального оборудования и дороговизной комплектующих и реактивов. В частности, почти полностью приостановлены работы по изучению тонких молекулярных и клеточных механизмов развития энергетики мышечной деятельности в онтогенезе, которые успешно развивались в НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР в 1970—80-е годы под руководством И. А. Корниенко. Успешно продолжается лишь изучение этапов созревания мышечной функции в связи с изменяющейся гормональной ситуацией в организме по мере полового развития подростков. На прошедшей в 1996 г. в г. Пущино-на-Оке Всероссийской конференции по теоретическим и прикладным аспектам исследования скелетных, гладких и сердечной мышцы была предпринята попытка сформировать национальную программу под эгидой РАН по исследованию мышечной ткани в ее морфо-функциональном единстве на всех уровнях организации. Блок этой программы, представляющий онтогенетические (возрастные) исследования, был подготовлен практически полностью сотрудниками Института возрастной физиологии РАО, которые, несмотря на нехватку сил и средств, продолжают работу в этом направлении как в теоретическом, так и в экспериментальном плане. Наиболее значимые результаты были получены за последнее время в направлении исследований конституциональных (типологических) особенностей динамики развития мышечной функции. Так, было показано (Корниенко, Тамбовцева), что типологические особенности проявления мышечной работоспособности, базирующиеся на индивидуально-типологических особенностях мышечной биоэнергетики, начинают заметно проявляться лишь в подростковом возрасте, на фоне набирающих силу процессов полового созревания и, по-видимому, под влиянием гормональных сдвигов в организме. Было также установлено (Сонькин, Пискова), что развитие моторики у юношей имеет специфические для конституционального типа особенности, причем между вариантами развития моторики и мышечной биоэнергетики существуют довольно сложные взаимосвязи. Первые проявления типологических особенностей моторного развития были выявлены у детей в возрасте 5—6 лет (Изаак, Сонькин), причем темп развития мышечной функции также оказался различным у представителей разных типов морфо-функциональной конституции. Все это позволило предложить новые методологические подходы в физическом воспитании учащихся, основанные на типологической норме и типологически адекватной двигательной активности (Зайцева, Бурчик, Фильченков, Никишин, Сонькин), в том числе — с применением компьютерных технологий (компьютерные экспертные системы «Валеология школьника» и «Детсад»). Важным направлением также является теоретическое и экспериментальное исследование различных способов оценки мышечной (физической) работоспособности на основе функциональных, эргометрических и пульсометрических показателей (Корниенко, Сонькин, Тамбовцева, Зайцева, Букреева, Васильева). Сюда же примыкают попытки описать сенситивные периоды развития различных проявлений мышечной функции (Любомирский, Букреева, Васильева, Сонькин, Изаак, Зайцева, Фильченков, Лях).

Зарубежные исследования, направленные на изучение возрастных особенностей мышечной деятельности, в большинстве случаев ограничиваются констатацией фактов, отражающих возрастные, половые или типологические особенности.

В последние 4-5 лет интерес к конституционально-типологическому направлению исследований проявился в целом ряде стран Центральной и Восточной Европы — Сербии, Словакии, Чехии, Польше, Германии. На международных научных конференциях в Братиславе (1995) и Магдебурге (1997) были представлены сообщения, касающиеся многомерного статистического анализа типологических особенностей детей и подростков, причем мышечная функция играет в этом важнейшую роль. Однако существенных теоретических обобщений или реального практического выхода эти исследования пока не имеют. По-прежнему актуальными являются исследования энергетического и вегетативного обеспечения мышечной деятельности у детей и подростков, а также поиск наиболее адекватных и информативных способов оценки физической работоспособности. В частности, значительное число работ англоязычных авторов в последние годы посвящено изучению работоспособности в зонах анаэробного энергообеспечения, в том числе  на основе эргометрических методов.

В целом следует отметить, что российская научная школа как по экспериментальному заделу, так и по уровню теоретического обобщения пока существенно опережает уровень зарубежных исследований в области возрастной физиологии мышечной деятельности. Однако этот разрыв неуклонно уменьшается – и благодаря усилиям зарубежных специалистов, и вследствие торможения исследований в России.

Наиболее перспективными и реальными (с учетом уровня финансирования и состояния приборного парка) направлениями исследований на предстоящие 5 лет являются (В. Д.. Сонькин, 1998):

  • изучение темпов индивидуального развития мышечной функции у представителей разных типов морфо-функциональной конституции;
  • изучение сенситивных периодов в развитии мышечной функции и выявление типологической специфики их проявления;
  • исследование возможностей использования типологически адекватных режимов физического воспитания для повышения его эффективности, в том числе с применением современных компьютерных средств;
  • определение роли, которую играет мышечная функция (в различных своих проявлениях) в конституциональном симптомокомплексе;
  • исследование возрастных, половых и типологических особенностей развития механизмов вегетативного и энергетического обеспечения мышечной деятельности;
  • изучение физиологических механизмов и условий адаптации к различным режимам мышечной деятельности и разработка моделей и методических приемов для оптимизации процессов физического воспитания и трудового обучения;
  • теоретический и экспериментальный анализ существующих и разработка новых способов оценки физической работоспособности.

Литература

  1. Аскназий А. А. К вопросу о физиологических механизмах автоматизации двигательного навыка: Материалы VII научной конференции по вопросам морфологии, физиологии и биохимии мышечной деятельности. – Тарту, 1962.
  2. Ильин Е. П. Двигательные умения и навыки // Теория и практика физической культуры. 2001. № 5.
  3. Коренберг В. В. Надежность решения двигательных задач // Теория и практика физической культуры. 1997. № 10.
  4. Коренберг В. В. Нетрадиционный взгляд на решение спортивных двигательных задач // Теория и практика физической культуры. 1994. № 11.
  5. Лубышева Л. И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа. // Теория и практика физической культуры, 1996, № 1.
  6. Мазниченко В. Д. Методологические предпосылки к пониманию сущности и механизмов двигательных навыков // Теория и практика физической культуры, 1984, № 7.
  7. Петрасик Л. А. Корреляционный анализ динамики изменений мышечной деятельности при физических нагрузках // Ученые записки ТНУ. Вып 12, 1999.
  8. Солодков А. С., Сологуб Е. Б. Физиология спорта: Учебное пособие. – СПб: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999.
  9. Сонькин В. Д. Возрастная физиология мышечной деятельности: Анализ и прогноз направлений развития науки и технологий в современных условиях // Курьер образования. 1998. № 2.
  10. Физиология мышечной деятельности: Учебник для институтов физической культуры / Под ред. Коца Я. М. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  11. Физиологические основы спортивной тренировки: Методические указания по спортивной физиологии. – Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1986.

© www.fizkulturaisport.ru