Значение занятий гимнастикой при решении задач эстетического воспитания имеет две стороны. Первая состоит в их воздействии на формирование у занимающихся красоты движений, поведения и телосложения. Занятия гимнастикой направлены прежде всего на овладение человеком своей двигательной сферой, обогащение двигательных представлений, развитие двигательных способностей: повышение их экономности, рациональности, уместности, т. е. овладение теми сторонами движений, которые характеризуют их совершенство, красоту.

Таким образом, занятия гимнастикой – фактор формирования эстетики движений.

Известно, что психические процессы, и прежде всего эмоциональные переживания, получают выражение в движениях, и наоборот, успешность двигательной деятельности, в частности занятий гимнастикой, зависит от владения человеком своими эмоциями, от способности сдерживаться от неуместных, неоправданных движений и действий. Спортсмен, не умеющий сдерживать чувства по поводу своих неудач, решений судий, отрицательного отношения зрителей, проявляет признаки невоспитанности, создает о себе отрицательное впечатление. Предъявляя такого рода требования, занятия гимнастикой оказывают влияние на формирование эстетики  поведения.

Вторая сторона значения занятий гимнастикой при решении задач эстетического воспитания состоит в формировании  и у гимнастки, и у зрителей спортивных соревнований эстетически оправданных представлений о красивом в движениях человека, в его поведении и в физическом развитии.

Определенная степень спортивной культуры дает возможность воспринимать как красивое в движениях спортсмена их рациональность, соответствие конкретной ситуации и решаемым задачам. Таким образом, занятия гимнастикой дают возможность воспитывать эстетически оправданные представления о красоте движений человека.

В силу самой сущности гимнастики как одного из видов спорта, проявление трусости, безволия, грубости воспринимаются как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество – как идеал, к которому следует стремиться. Тем самым занятия гимнастикой способствует формированию эстетически оправданных представлений о правильном поведении человека.

Хорошее физическое развитие и здоровье, как правило, выступают в единстве. Эту точку зрения развил и защищал Н. Г. Чернышевский. В своей диссертации "Эстетическое отношение искусства к действительности" он писал: "Прекрасное есть жизнь. Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления о гармоничном развитии организма и здоровья человека".

И занимающиеся гимнастикой гимнастки и гимнасты, и зритель, наблюдающий за их выступлениями, учатся оценивать красивое в человеческом теле как сильное, пропорционально развитое, выражающее здоровье. Следовательно, в результате занятий гимнастикой формируется эстетически оправданное представление о внешности человека, его телесном развитии.

www.fizkulturaisport.ru